В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю? Частная форма собственности. Имущество физических лиц

Государственная форма

имущество имеет ценность для всего общества и оно может принадлежать государству или общественным организациям (партиям, церкви и пр.). При важнейших спектр прав (владения/распоряжения/пользования) принадлежит частному лицу или компании.

В юридическом смысле разделяют формы собственности с позиции объекта: общую собственность и единоличную. Так, согласно Гражданскому кодексу различается в общей собственности (имущество принадлежит двум или нескольким лицам) долевую и совместную. В первом случае в праве собственности выделяются доли каждого владельца, во втором — они не определяются.

Единоличная или собственность одного субъекта бывает государственной, муниципальной и частной.

Указанное разделение видов собственности с позиции субъекта приводится в Конституции (ст.8) и Гражданском кодексе (ст.212).

При частной собственности в качестве субъекта выступает физическое лицо или группа лиц, которая обычно оформлена в юридическое лицо. Субъектом муниципальной собственности является городское или сельское поселение.

Ее следует отличать от госсобственности, которая является федеральной или находится на уровне субъектов РФ.

В советское время вся земля и недвижимость принадлежала государству и вопросы разделения форм собственности не стояли.

Нынешняя редакция Конституции наделила россиян возможностью оформления частной собственности на участки.

Частная земля может принадлежат как гражданину, так и группе лиц, имеющих статус юрлица, товарищества или НКО. Но также определенная часть земель по 9 ст.Конституции сохранилась во владении государства и муниципалитетов (местных властей). Допускается и смешанный вариант.

Вопросам форм собственности на участки посвящена 3 Глава Земельного кодекса. Права частной и публичной собственности на землю содержатся в 17 ст. Гражданского кодекса.

В зависимости от формы собственности в отношении оборота участков действуют разные правила. Узнать какая форма собственности действует в отношении конкретного ЗУ сегодня может каждый желающий. Такая информация доступна на публичной кадастровой карте от Росреестра. Для получения необходимой информации нужно знать кадастровый номер или точный адрес участка.

Все земли, которые не принадлежат частным лицам и муниципалитету, находятся в ведении федеральной власти или государства (согласно 214 ст. ГК или 16 ст. Земельного кодекса). Таким образом, закрепляется презумпция госсобственности на землю.

Обычно в госфонде находятся территории, имеющие особо важное общественное значение.

В частности, участки, переданные под организацию курортов и санаториев, турбаз и спортивно-оздоровительных объектов. В госсобственности находятся также:

  • места боевой славы;
  • особо плодородные земли;
  • земли особого назначения (заповедники, парки);
  • участки, переданные под хранение радиоактивных отходов;
  • участки, необходимые для целей обороны и безопасности;
  • участки под научно-исследовательскими центрами;
  • участки, необходимые для нужд космической или ядерной промышленности;
  • прочие объекты.

Все указанные участки изъяты или ограничены в обороте. Но во владении государственных образований могут находится земли, подлежащие обороту. Так, субъекты российской федерации также вправе продавать участки частным собственникам или предоставлять их в аренду. Государство также при определенных случаях может скупать земли у муниципалитетов и частных лиц.

Понятие муниципальной собственности на землю появилось относительно недавно и представляет целый комплекс правомочностей, что касаются владения, пользования и распоряжения определённым участком земли, который был признан муниципальным образованием.

При муниципальном владении земельными участками все права владельца регулируются и контролируются местными органами власти.

Согласно закону Российской Федерации, власти имеют право распоряжаться землями, которые находятся в зоне их территориального предела, по своему усмотрению.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений распространяются на такие моменты, которые связаны с муниципальными землями:

  • передавать земли в частную собственность;
  • сдавать земельные участки в аренду;
  • другое.

Муниципальная собственность возникает, если:

  1. муниципалитет получил наделы на землю из федерального или регионального фонда Российской Федерации;
  2. государство закупило земли;
  3. при отказе частных собственников от наделов;
  4. в случае если муниципалитет получил земли под реализацию социальных программ.

Объекты и субъекты

Объектами в данном случае выступают земельные участки (наделы), которые находятся в территориальных пределах местных властей.

Какие земли могут быть муниципальными? Это:

  1. земли, которые находятся в пользовании частных и государственных организаций;
  2. земли, которые являются общей собственностью предприятий или учреждений.

Субъектами, в свою очередь, могут быть:

  1. главы муниципалитетов;
  2. органы власти;
  3. подразделения городской администрации;
  4. унитарные предприятия;
  5. частные предприятия.

Важно отметить, что муниципалитет в основном пользуется такими типами земель, как:

  • земли, на которых проживают граждане Российской Федерации;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • промышленные земли;
  • земельные участки, которые носят характер оборонного или стратегического назначения.

На сегодняшний день земли муниципальной собственности классифицируют в следующем порядке:

  • Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
  • Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
  • Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
  • Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.

Что собой представляет процедура разграничения муниципальной собственности? Под понятием разграничения имеется в виду, что земли делятся на федеральную, региональную, муниципальную собственности.

Данная процедура происходит путём принятия властями постановлений о разграничении земельных участков, а также федеральных законов об изменении границ субъектов федерации.

Право муниципальной собственности может приниматься как на федеральном уровне, так и на региональном.

В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю? Частная форма собственности. Имущество физических лиц

В свою очередь данные участки разграничивают по внутренним территориями:

  1. поселениям в городах;
  2. по округам;
  3. по районам муниципалитета;
  4. по пригороду;
  5. префектурами;
  6. другое.

Муниципальный участок может быть создан на основе земель, которые находились в муниципальной собственности местных органов властей и быть образован в следующих случаях:

  1. если участок был предоставлен садоводческому или дачному товариществу;
  2. если участок переходит в право собственности физическому или юридическому лицу;
  3. если участок переходит к предприятию, которое вместе с местными властями занимается развитием территории;
  4. если участок выделяется под застройку жилого дома;
  5. если участок выделяется для застройку муниципального учреждения;
  6. если участок переходит под застройку линейных объектов.

Образования любого муниципального земельного участка возможно только по согласию местных властей. Как правило, данное решение выносит либо архитектурно-градостроительный комитет, либо местная администрация.

Дом на муниципальной земле можно и построить. К арендаторам земли будут выноситься отдельные требования. Как правило, такие земельные участки предоставляются на безвозмездной основе. Также можно выкупить муниципальную землю у местных властей, если на ней уже возведён дом.

Согласно законодательству Российской Федерации муниципальный земельный участок можно арендовать на условиях платного и бесплатного, срочного и бессрочного пользования.

Взять в аренду землю может как физическое, так и юридическое лицо. Если арендованная земля планируется использоваться под застройку, то право аренды будут передаваться на торги. Этот вид аренды является долгосрочным и имеет свои нюансы.

Отказать в аренде муниципального земельного участка могут в случаях, если произошло изъятие земли из оборота муниципального владения.

Для того чтобы получить муниципальную землю в частную собственность необходимо выполнить ряд следующих процедур:

  1. подать заявление в комитет о предоставлении земли;
  2. получить положительный ответ от земельного комитета;
  3. заказать межевые работы по выделению данного участка земли;
  4. заказать кадастровый паспорт в Кадастровой палате и, соответственно, предоставить им межевой план;
  5. утвердить участок в местной администрации.

Для того чтобы установить кому принадлежит земельный участок можно обратиться в следующие органы властей:

  1. Кадастровая палата – по кадастровому номеру определят владельца. Самый быстрый способ.
  2. Федеральная регистрационная служба – в ней есть все данные о сделках, которые были проведены с данным участком земли.
  3. Росреестр –можно получить выписку со сведениями о владельце земли.
  4. Администрация муниципального образования.
  5. Налоговая.

В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю? Частная форма собственности. Имущество физических лиц

Также всю информацию можно получить через Многофункциональный центр.

Государственная форма

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Законом предусмотрено разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, которое до настоящего момента полностью не реализовано.

Право собственности на земельные участки у РФ и ее субъектов возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, субъектов РФ возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Виды государственной собственности. Государственной собственностью в РФ считается имущество, принадлежащее на праве собственности рФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Предлагаем ознакомиться  Езда без прав трезвым лишённым – наказание в 2020 году || Лишние прав Остановили без прав

В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю? Частная форма собственности. Имущество физических лиц

– занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

– предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

– отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;

– занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют уполномоченные органы государственной власти в пределах их компетенции.

До разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими земельными участками осуществляют органы местного самоуправления, если ЗК рФ или законами субъекта РФ не предусмотрено иное.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю? Частная форма собственности. Имущество физических лиц

Муниципальная собственность не является государственной. Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки.

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю. Муниципальным образованиям для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться в собственность земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю? Частная форма собственности. Имущество физических лиц

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования.

В субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.

Отметим, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ.

Относительно гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки следует отметить, что, в отличие от государственной собственности, она может возникать также на бесхозяйные земельные участки, от которых отказались собственники.

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления (в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления, например муниципальные учреждения).

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Конституция РФ (ст. 9, 36) установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частной собственностью являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством.

Объект права собственности на землю – земельный участок (часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке).

права собственности на землю.

Собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Указанные правомочия применяются собственником с некоторыми ограничениями.

Владение земельным участком означает обладание им как своим.

Пользование земельным участком представляет собой возможность извлекать ее полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию и т. п.

Собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд как поверхность земельного участка, ее почвенный покров, так и имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, закрытые водоемы.

Собственник участка обязан осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв.

Распоряжение участком представляет собой возможность для собственника определять его юридическую судьбу.

Собственник вправе отчуждать земельный участок в собственность иным лицам (дарить, продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставный капитал коммерческих организаций и т. д.

), а также передавать права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать его в залог и т. д.

Законом также предусмотрено ограничение в отдельных случаях правомочий собственника по распоряжению земельным участком.

Так, установлен перечень изъятых из оборота земельных участков, а также предусматриваются особые требования к процедуре заключения договоров купли-продажи земельных участков.

Основания и порядок возникновения права собственности на земельные участки. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, и приобретать участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Радник

Глава 9.Государственные и муниципальные земли,

предоставление и регистрация земель

1.  Право государственной  и

муниципальной  собственности  на  землю

Право государс-

твенной собственности на землю исчисляется  столетиями,

а последние шестьдесят лет оно было в нашей стране иск-

лючительным, т.е. другой земельной собственности не до-

пускалось – было только пользование. Земли, находящиеся

в собственности Российской Федерации и  субъектов  Рос-

сийской  Федерации,  являются государственной собствен-

ностью.  Из государственных земель выделяются земли фе-

дерального  значения.  К  ним относятся земли,  которые

имеют общероссийское значение,  правовой режим  которых

установлен федеральными законами или распоряжение кото-

рыми осуществляется с согласия Правительства Российской

Федерации.  В  состав земель федерального значения вхо-

дят: – земельные участки для обеспечения нужд обороны и

безопасности государства, охраны Государственной грани-

цы Российской Федерации;  – земельные участки,  занятые

федеральными  энергетическими и космическими системами,

объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности,

федеральными объектами связи, метеорологической службы,

добывающей   промышленности,   топливно-энергетического

комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводно-

го,  речного,  морского транспорта, федеральных автомо-

бильных дорог,  объектами федеральных органов государс-

твенной власти,  а также земли закрытых  административ-

но-территориальных образований, земли лесного и водного

фондов федерального значения,  земли федерального фонда

резервных  месторождений и других объектов недр,  земли

запаса федерального значения; – земельные участки госу-

дарственных  природных заповедников,  в том числе би

ферных,  государственных природных  заказников,  нацио-

нальных парков,  природных парков,  памятников природы,

объектов историко-культурного наследия  федерального  и

всемирного значения, лечебно-оздоровительных местностей

и курортов,  других особо охраняемых  территорий  феде-

рального  значения,  охраняемых береговых линий;  – зе-

мельные участки Российской  академии  наук,  отраслевых

академий наук, научно-исследовательских учреждений, об-

разовательных  учреждений  высшего   профессионального,

среднего  профессионального и начального профессиональ-

ного образования,  общеобразовательных учреждений феде-

рального  значения,  федеральных  государственных опыт-

но-производственных хозяйств,  сельскохозяйственных на-

учно-исследовательских, проектно-технологических и про-

ектно-изыскательских учреждений,  федеральных государс-

твенных  учебно-опытных  и  учебно-производственных хо-

зяйств, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, го-

сударственных  мелиоративных  систем,  перечень которых

утверждает Правительство Российской Федерации. Управле-

ние  и распоряжение государственными землями в пределах

административно-территориальных границ  субъектов  Рос-

сийской  Федерации,  за исключением земель федерального

значения,  органы государственной власти субъектов Рос-

сийской  Федерации осуществляют самостоятельно.  Земли,

находящиеся в государственной собственности,  могут пе-

редаваться муниципальным образованиям, гражданам и юри-

дическим  лицам  для  застройки,  сельскохозяйственного

производства и иных целей.  В государственную собствен-

ность могут приобретаться земельные участки посредством

их  выкупа у частных лиц,  на основании дарения,  в ре-

зультате прекращения права  муниципальной  или  частной

собственности и на других основаниях, установленных за-

коном. В ст. 224 ГК государственная собственность опре-

делена как собственность,  не являющаяся собственностью

частной и муниципальной. Очень общее, но четкое опреде-

ление.  Государственная собственность вообще делится на

федеральную и собственность субъектов  Федерации.  Ска-

занное  относится  и к государственной собственности на

землю. Здесь будет закон о разграничении земель на зем-

ли федеральные и земли субъектов Федерации, о критериях

разграничения,  иначе субъекты земельных отношений “тя-

нут  одеяло  на  себя”,  стараются объявить земли своей

собственностью, а в другую собственность предлагают пе-

редавать  по договору ненужную часть земель.  Точно так

же субъекты Федерации передают часть земель  в  муници-

пальную собственность,  но,  конечно, не по договору, а

просто своим решением. При разграничении земель необхо-

димо иметь в виду, что все федеральные земли расположе-

ны на территории (в границах) субъектов Федерации. Дру-

гих федеральных земель нет и быть не может. Поэтому все

земельные участки,  занимаемые  федеральными  объектами

Предлагаем ознакомиться  Какие документы нужны для развода: через суд, загс и с несовершеннолетними детьми

(зданиями, сооружениями, предприятиями и др.), относят-

ся к федеральной собственности.  К  федеральным  землям

относятся  и  другие земли,  выделяемые для федеральных

нужд и программ.

Российская Федерация является самостоятельным субъектом

гражданских и земельных отношений, и от ее имени высту-

пают органы власти в рамках своих полномочий (ст. 124 –

127 ГК).  Они распоряжаются только федеральньми землями

и не вправе распоряжаться землями субъектов  Федерации,

муниципальными  и частными землями.  Субъекты Федерации

также являются субъектами гражданских и земельных отно-

шений.  Они – собственники земли и других природных ре-

сурсов на своих территориях.  Вот почему так необходимы

законы о разграничении имущества,  и в том числе земли,

на федеральную собственность и собственность  субъектов

Федерации. От имени субъектов выступают их органы влас-

ти в пределах своей компетенции. Они осуществляют права

владения,  пользования  и  распоряжения  “своей” землей

(ст.  124 – 127 ГК) и не вправе распоряжаться федераль-

ными,  муниципальными и частными землями.  В этой связи

необходимо отметить,  что иногда высказывается  мнение,

что гражданское право вообще не должно регулировать от-

ношения государственной собственности на  землю.  ГК  и

раньше их регулировал. Ведь право собственности граждан

и юридических лиц изначально возникло  из  права  госу-

дарственной  собственности;  в  дальнейшем  государство

(его органы) могут предоставлять свои земли в собствен-

ность граждан или пользование,  в аренду, или продавать

их. Здесь государство действует как собственник, на не-

го распространяются правила ГК о юридических лицах; го-

сударство в данных случаях  –  равноправная  сторона  в

гражданских и земельных отношениях, в которых оно широ-

ко участвует. Государство (в лице своих органов власти)

может  изымать земли (выкупать у собственников) для го-

сударственных и муниципальных нужд.  Но здесь государс-

тво выступает уже не как собственник земли,  а как пуб-

личная власть.  В ЗК необходимо четко определить  пере-

чень государственных и муниципальных нужд,  для которых

изымаются земли.  Право муниципальной собственности  на

землю  установлено  в 90-х гг.  Муниципальная собствен-

ность на землю – это собственность муниципальных  обра-

зований.  В  муниципальной  собственности находятся все

земли в пределах черты поселений,  за  исключением  зе-

мель, находящихся в государственной собственности и пе-

реданных в частную  собственность,  а  также  земельные

участки за чертой поселений, переданные в муниципальную

собственность органами государственной власти субъектов

Российской Федерации. В собственность муниципальных об-

разований для обеспечения их  развития  могут  дополни-

тельно  безвозмездно передаваться земли,  находящиеся в

государственной собственности.  В  муниципальную  собс-

твенность органами местного самоуправления могут приоб-

ретаться земли у собственников земельных участков  пос-

редством их выкупа или на основании дарения,  отказа от

земельных участков и на иных законных  основаниях.  Уп-

равление и распоряжение землями, находящимися в муници-

пальной собственности, осуществляются органами местного

самоуправления  на основании нормативных правовых актов

или непосредственным волеизъявлением  граждан  в  соот-

ветствии с ЗК,  другими федеральными законами, законами

субъектов Российской Федерации. Объединение, обмен, пе-

рераспределение  муниципальных земель между муниципаль-

ными образованиями производятся в соответствии с  зако-

нодательством субъектов Российской Федерации. Норматив-

ные правовые акты органов местного самоуправления о ре-

гулировании  земельных отношений действуют на всей тер-

ритории муниципального образования  и  обязательны  для

всех  владельцев  земельных участков независимо от форм

собственности и других прав на земельные участки.  Осо-

бенности регулирования земельных отношений для городов,

имеющих общероссийское значение (городов-курортов,  го-

родов-портов,  пограничных городов и др.), устанавлива-

ются федеральными законами и  законами  субъектов  Рос-

сийской Федерации.  Земли,  находящиеся в муниципальной

собственности, могут передаваться гражданам и юридичес-

ким лицам в постоянное (бессрочное) пользование, пожиз-

ненное наследуемое владение или аренду на основании ре-

шений органов местного самоуправления. Порядок передачи

муниципальных земель в частную собственность в  городс-

ких поселениях может устанавливаться на основании феде-

рального закона законами субъектов  Российской  Федера-

ции.  В соответствии со ст.  112 и 130 Конституции Рос-

сийской Федерации и ст.  124 – 127 ГК муниципальные об-

разования – это город,  сельский район,  поселок, сель-

ский населенный пункт.  От их  имени  выступают  органы

местного  самоуправления,  т.е.  муниципальные  органы,

осуществляя права владения,  пользования и распоряжения

муниципальной  земельной  собственностью.  Федеральными

землями, землями субъектов Федерации и частными землями

они не распоряжаются.  В ГК нормы о муниципальной собс-

твенности на землю также сформулированы  очень  кратко,

без  раскрытия  и поэтому должны найти свое раскрытие в

ЗК.  Муниципальные земли также устанавливаются  методом

так  называемого вычитания – это земли на муниципальной

территории,  за исключением земель федеральных, субъек-

тов  Федерации и находящихся в собственности физических

и юридических лиц.  Порядок отнесения земель к  муници-

пальной  собственности устанавливается законодательными

актами Российской Федерации (ЗК и другими правовыми ак-

тами).  В  муниципальную собственность могут включаться

также земли, приобретаемые по решению местной админист-

Частная собственность

Любые участки на российской территории можно оформить в частную собственность. Исключения составляют те, которые изъяты из оборота (например, территории заповедных зон) или ограничены в обороте (земли из лесного фонда).

Приобрести землю в частную собственность можно несколькими способами:

  1. В результате ее приватизации: перехода из государственной/муниципальной в частную собственность. Данная процедура позволяет узаконить свои права на участок лицам, которые получили его безвозмездно в пользование еще в советское время, когда частной собственности не существовало. В частности, приватизировать землю и стать ее полноправным владельцем бесплатно можно сегодня в рамках программ дачной и лесной амнистии.
  2. В результате дарения или наследования участков. Земля входит в перечень имущества, которое можно включать в завещание или передавать по наследству в законном порядке. Также она может стать предметом дарения (сделки по отчуждению прав собственности в безвозмездном порядке).
  3. По сделке купли-продажи. Приобрести землю в собственность можно как у другого частного лица, так и у государства, выкупив ее из аренды или путем участия в торгах.
  4. В рамках сделок по обмену или других гражданско-правовых процедур.

Частное право собственности в России должно быть должным образом зарегистрировано. Для этого уполномоченной организацией ведется единый реестр недвижимости, в который вносятся кадастровые данные об участке и сведения о правообладателях.

Оформить права собственности можно через Росреестр, куда нужно принести правоустанавливающий документ (договор дарения, свидетельство о наследстве, договор купли-продажи и пр.) и написать заявление на вступление в права собственности. Без должного юридического закрепления прав собственности

Земля может быть приобретена в собственность частным лицом за свои деньги или с использованием заемных средств. Сегодня нередко практикуется бесплатное выделение земель государством в рамках целевых программ поддержки различных социальных слоев или развития территорий.

Это, в частности, проект по развитию Дальнего Востока, безвозмездное выделение земель многодетным семьям, участникам боевых действий, малоимущим и пр.

Земельные участки могут выступать объектом залога по ипотечным кредитам или прочим займам с обеспечением, а также в качестве взноса в уставной капитал юрлица.

Помимо участка земли частному лицу могут принадлежать постройки на нем, деревья, водоемы и растительность.

Помимо юрлиц право собственности может принадлежать садоводческим товариществам, дачным кооперативам, фермерским хозяйствам – т.е. объединениям граждан, созданным для решения конкретных задач: содействия в ведении дачного хозяйства, ЛПХ и пр.

Право частной собственности физлиц и юрлиц в отношении участков обговаривается в статье 15 Земельного кодекса. Здесь также приводится весь спектр прав собственника, к которым относится не только владение, но и свободное распоряжение участком. В частности, его право отчуждать землю по своему усмотрению. Так, только владелец земли может продавать, дарить, обменивать, завещать участки. Арендаторы подобных прав лишены.

Собственник вправе отчуждать участки только совместно с принадлежащими ему зданиями и постройками. Такое требование прописано в Земельном кодексе. Также допускается продажа не всего участка, а долей в собственности.

Для того чтобы владелец мог беспрепятственно распоряжаться земельным участком земля не должна быть или ограничена в обороте.

Так, могут возникнуть ситуации, когда принадлежащая частному лицу земля потребуется для государственных нужд (строительства автотрассы федерального значения, олимпийских объектов и пр.).

В этом случае собственник лишен права на продажу участка, но он вправе рассчитывать на денежную компенсацию от государства за изъятую землю.

Земельные участки могут быть ограничены в обороте из-за наложенного на них ареста в рамках исполнительного производства. Причиной ареста могут быть долги собственника по налогам или иным обязательным платежам, а также процедура банкротства.

Также в качестве обременения участка может быть залог по ипотечному кредиту. Тогда право на его продажу предварительно нужно получить у банка.

Отличие в эксплуатации участка юридическим лицом от физического состоит в том, что только оформленная по нормам закона компания или индивидуальный предприниматель могут получать прибыль от пользования землей. Например, строить там коммерческую недвижимость или выращивать урожай для его дальнейшей продажи.

Предлагаем ознакомиться  В какую прокуратуру обращаться москве с жалобой

Тогда как физлицо вправе пользоваться землей для личных целей. Например, для выращивания урожая для семейных целей. С другой стороны, законом не запрещено физлицам извлекать прибыль из ренты, сдавая участок в аренду.

Определенные ограничения содержит Земельный кодекс в части передачи участков в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и компаний с иностранным участием.

Помимо прав собственность на земельный участок накладывает на владельца целый ряд обязанностей. Так, например, он должен использовать его только по своему целевому применению (под индивидуальное строительство, овощеводство, дачное или личное подсобное хозяйство); соблюдать границы участка; способствовать поддержанию плодородного слоя в отношении сельскохозяйственных земель; своевременно приступить к эксплуатации участка.

Если собственник использует участок нецелевым образом, загрязняет окружающую среду, нарушает границы, либо просто не пользуется участком, то он может быть привлечен к административной ответственности со стороны контролирующих инстанций.

Иногда может стоять вопрос о лишении его права собственности.

Земля, которая находится в частной собственности, накладывает на ее владельца обязательства по уплате земельного налога. Он рассчитывается на основании кадастровой стоимости участка, а налоговые ставки по налогу определяются на уровне МО.

Муниципальная собственность на землю: понятие, закон

Право собственности на земельные участки считается самой полной по содержанию юридической категорией. Согласно ГК, законный обладатель имущества может им распоряжаться, владеть и пользоваться.

Отношения, возникающие в связи с распоряжением, владением, пользованием землей, регламентируются гражданскими нормами и положениями ЗК.

При этом понятия, используемые в ГК, считаются основополагающими.

Земельное законодательство воспринимает институт собственности, оно не может исключить ни одно положение, относящееся к правам законного обладателя.

Особенности объекта

Земля считается специфической правовой категорией.

Из понимания этого факта следуют положения гражданского законодательства о возможностях и особенностях регулирования отношений, касающихся этого объекта. По ст. 209 ГК (п.

3), пользование, распоряжение, а также владение землей является свободным, если это не наносит вред природе, не ущемляет интересы иных лиц.

Госсобственность

Положения, регламентирующие ее, предусматриваются ГК.

Существующее законодательство признает, что землей, а также прочими природными ресурсами, которые не находятся в собственности граждан, муниципалитетов, организаций, владеет, пользуется и распоряжается государство.

Это положение закреплено в 214 статье ГК (п. 2). Сравнительно недавно на недра, водные объекты, землю, животный мир, лес распространялась исключительно государственная собственность.

Считалось, что в стране никто, кроме власти, не может быть законным их обладателем. Исключительное право собственности государства означало также, что не могло существовать никому не принадлежащих объектов, то есть бесхозных. В настоящее время действуют иные правила и нормы.

Земли, которые принадлежат РФ, являются федеральной собственностью. Между тем существуют территории, которыми владеют исключительно регионы. В этом случае говорят о госсобственности субъекта РФ.

В 16 статье ЗК предусмотрено, что вопрос, касающийся разграничения публичного владения, разрешается непосредственно Кодексом и прочими нормативными документами. В соответствии со ст. 17 (п.

1), к федеральной собственности относят следующие участки:

  1. Признанные таковыми ФЗ. Категории таких наделов определяются в п. 1 закона, вводящего в действие ЗК.
  2. Право на которые у РФ возникло вследствие разграничения госсобственности на землю.
  3. Приобретенные Россией в соответствии с основаниями, установленными в ГК.

В составе госсобственности регионов присутствуют такие участки:

  1. Признанные таковыми в соответствии с ФЗ. Их перечень определен в п. 2 ст. 3 указанного выше закона.
  2. Право на которые возникло у субъектов в процессе разграничения госсобственности.
  3. Приобретенные по основаниям, установленным в Гражданском кодексе.

Что такое муниципальная собственность на землю, кто может получить правомочия на владение, пользование и распоряжение муниципальными землями, а также какими законами регулируется оформление муниципальной земли в собственность – об этом читайте в нижеприведенной статье.

Право муниципальной собственности – есть совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения над объектами, которые принадлежат муниципальному образованию (городским и сельским поселениям, п. 1 ст. 215 ГК РФ).

На основании Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности могут входить различные природные ресурсы и земельные участки, которые, в свою очередь, являются:

  • признанными таковыми Федеральными законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
  • приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
  • приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
  • перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.

Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства.

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом пользования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.).

Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.

Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования. Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ.

В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования.

Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд. Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой.

Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором.

Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости.

Публичная и муниципальная собственность

К муниципальным землям относятся участки в ведении городских и сельских поселений, расположенных как в их границах, так и за пределами. Также сюда относят земли городов федерального значения: Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга.

В муниципальный фонд попадают на бесплатной основе земли, принадлежащие ранее государству. Основная цель такой передачи – развитие территории муниципального образования. Такие земли имеют ключевой целью обеспечение проживания, трудоустройства и отдыха жителей городов и сел.

Муниципальные власти вправе использовать землю по своему усмотрению. Они могут продавать ее или сдавать в аренду для пополнения местного бюджета. Обычно продажа земельных участков или передача их для временного пользования осуществляется через аукционы и торги, чтобы выручить как можно больше денег.

Например, те которые построили жилой дом на участке ИЖС в течение трех лет или должным образом возделывали сельскохозяйственные земли.

МО также могут разрабатывать программы поддержки отдельных социальных категорий, которым земля будет предоставляться бесплатно.

Муниципалитеты также могут распоряжаться землей Например, использовать их под строительства школ, больниц и поликлиник, частных садов.

Именно на уровне муниципалитетов обычно решаются наиболее важные вопросы о передаче земельных участков в собственность.

В частности, здесь разрабатываются административные регламенты данной процедуры, алгоритмы определения цены, рассматриваются заявления от граждан о выделении земель.

В задачи муниципалитета входит развитие принадлежащих ему территорий. В частности, они должны заботиться о прокладке всех коммуникаций к участкам под ИЖС, обеспечении их транспортной доступности.

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector