Кредиты от мошенников: как злоумышленники обманывают граждан

Как мошенники находят жертв?

Это похоже на «холодные» звонки в продажах и массовую рассылку сообщений. Вам просто звонят или пишут SMS, что вам одобрен кредит на 200–300 тысяч ₽ по выгодной ставке. Мошенники могут представляться разными банками, как реально действующими, так и вымышленными. Расчёт на тех, кто откликнется.

«Пришло SMS от банка РСИ (такой банк реально существует —прим. Сравни.ру), что мне одобрена карта на 200 000 ₽ под 14%, — делится своей историей Александр из Белгорода. — И так кредитов полно, хотел их перекрыть, банки отказывают, понадеялся на них, а они обманули».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Александр никогда не был клиентом банка РСИ. Здесь стоит отметить, что этот банк работает только в Москве, отделений в других регионах у него нет.

Могут поступать предложения и от лжебанков, при этом у мошенников даже может быть свой сайт. С такой ситуацией столкнулся пользователь Сергей из Тюмени, которому пообещал кредит на 300 тысяч ₽ банк «БРК-Москва». По названию найти информацию в справочнике ЦБ не удалось, а номер лицензии, указанный на сайте кредитной организации, принадлежит другому банку.

Если СМС пришло клиенту банка

СМС-сообщение с текстом вроде «Вам одобрен кредит до 50 000 рублей» получали многие, как и аналогичные звонки от представителей банков и финансовых компаний.

В разных ситуациях подобное сообщение можно расценивать по-разному. Прежде всего, нужно понять, от кого именно пришло сообщение – от банка (в тексте есть его название и номер телефона горячей линии), от конкретного сотрудника с его номера телефона, или вообще от непонятного отправителя. Соответственно, и реагировать на такие сообщения нужно тоже по-разному.

Если рассматривать механизмы рассылок, можно выделить такие их разновидности:

  • ответ банка на запрос кредита. Тут все понятно: тем, кто подавал заявку через интернет или в отделении, ответ может прийти в виде СМС-сообщения;
  • массовая рассылка клиентам банка. Чтобы выполнить план по выдаче кредитов, банк автоматически выделяет наиболее кредитоспособных клиентов и рассылает им сообщения о предварительном одобрении кредита.

    Не факт, что при обращении в отделение банка кредит действительно выдадут – будет проводиться уже полноценная проверка.

  • массовая рассылка банков, МФО, кредитных кооперативов и других финансовых компаний по случайным номерам телефонов. Здесь главная цель – заставить человека обратиться в офис банка или фирмы. Снова нет гарантий, что кредит будет в итоге одобрен – сообщения могут рассылаться вообще без всякой предварительной проверки;
  • рассылка сообщений мошенниками. Это самый опасный вид: злоумышленники могут подменять номер телефона отправителя на номер телефона банка. Арсенал их методов «работы» широк – это и вытягивание из жертвы реквизитов карты, и просьбы оплатить комиссию заранее, и другие варианты.

Из всех вариантов первые 2 вполне законны. Даже если клиент банка не подавал заявку на кредит, при подписании договора на банковское обслуживание он, скорее всего, подписал согласие на СМС-информирование об акциях.

Что касается третьего варианта, это уже незаконно – можно пожаловаться в ФАС и заблокировать рассылку. Четвертый вариант – чистый криминал и наказывается согласно УК РФ.

Предлагаем ознакомиться  Принимаемые для налогообложения проценты по кредиту - 2020

Как мы уже выяснили выше, банк может оповестить клиента о положительном решении по кредиту, а может прислать сообщение о «предварительном одобрении кредита», основываясь на собственной оценке его платежеспособности.

В первом случае оповестить клиента по СМС банк может, если заявка была подана через интернет. Тогда банк одобряет кредит предварительно, а для окончательного решения ему еще потребуются дополнительные документы.

Аналогичная ситуация будет, если заявку подавали в отделении, но с неполным перечнем документов. Банк также дает согласие только предварительное, а окончательно примет решение уже со всеми необходимыми данными.

В любом случае, если человек подавал заявку на кредит, он об этом точно не забудет и СМС-сообщение от банка не вызовет лишних вопросов.

Иная ситуация у тех, кто заявку не подавал, но все равно регулярно получает сообщения о том, что ему «предварительно одобрен кредит». Банк может делать массовую рассылку подобных СМС тем клиентам, которые зарекомендовали себя как добросовестные плательщики.

Например, СМС приходят тем, кто:

  • регулярно проводит операции по своим счетам – оплачивает счета, принимает оплату и т.д.;
  • уже имел кредит и без задержек погасил его;
  • работает и получает хорошую зарплату (если в банке открыта зарплатная карта) или получает пенсию на карту этого банка;
  • активно пользуется другими продуктами банка – кредитной картой, интернет-банком и т.д.

Другими словами, это те, кому банк, на первый взгляд, мог бы одобрить кредит. При этом предварительное решение основано только на той информации, которая есть в распоряжении у банка.

Например, открывая счет, клиент назвал свое место работы и сумму дохода. Хоть он не подавал заявку на кредит, банк предварительно считает его платежеспособным и заранее предлагает деньги.

Кстати, слово «предварительно» банки используют, чтобы к ним не было претензий, если в конечном итоге в кредите будет отказано. Таких историй в интернете немало, и все сводятся к формату «пришло СМС от банка об одобрении кредита, отправился в отделение и получил отказ».

По сути, когда получивший сообщение клиент приходит в отделение и составляет заявку на кредит, его только тогда начинают проверять. Результат, как и в случае с любым другим заемщиком, может быть как положительным, так и отрицательным. Если в сообщении указывается и сумма кредита, это максимально возможная сумма кредита. В реальности ее могут и не дать

Поэтому не стоит однозначно доверять сообщениям о «предварительном одобрении кредита» – риск отказа или согласования меньшей суммы по-прежнему остается.

Как мошенники крадут деньги у заёмщиков?

Кредиты от мошенников: как злоумышленники обманывают граждан

Злоумышленники представляются сотрудниками банка и говорят, что вам одобрен кредит, но для его получения нужно оплатить какую-то комиссию или купить страховку. После перевода денег за эти услуги псевдосотрудиники исчезают.

В SMS от мошенников бывает указан номер карты, на который предлагают перевести деньги. В истории Александра страховка стоила 7 тысяч ₽. Потом у него ещё запросили плату за снижение ставки со стандартных 26% по кредиту до заявленных изначально 14% годовых. За страховку он перевёл деньги, а за льготную ставку — не стал.

Предлагаем ознакомиться  Наследство С детей требуют погасить кредит

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

«Я общался по телефону, всё было правдоподобно. Они сказали: такого-то числа вам позвонит курьер и привезёт карту, сказали сохранить чек», — рассказывает Александр. Курьер не приехал, дозвониться по указанным номерам не получилось.

Пользователь Вячеслав перевёл 13 500 ₽ в «страховую компанию» и 4 800 ₽ за «транзитный счёт», но одобренный кредит ему так и не выдали. У Сергея мошенники просили 18 500 ₽ за страховку. После этого он должен был встретиться с курьером для подписания договора — почему-то в отделении Альфа-банка.

Вернуть деньги, которые жертвы сами перевели мошенникам, будет не так просто. Нужно, чтобы их нашли и признали виновными. Тогда можно будет взыскать средства через суд. По словам генерального директора «Правокард» Станислава Каплана, нужно обращаться в полицию с заявлением о мошенничестве.

«В описываемом случае чётко усматривается состав уголовного преступления, предусмотренного статьей 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество», а именно хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. В таком случае, если денежные средства уже переведены, необходимо обратиться в территориальный орган внутренних дел (отделение полиции) с письменным заявлением о преступлении с указанием всех обстоятельств и сведений, которые могут иметь значение для поиска преступников (номера телефонов, с которых осуществлялись звонки, номера пластиковых карт, на которые переводились денежные средства и т.д.). В случае отказа в возбуждении уголовного дела его следует обжаловать в органы прокуратуры», — говорит юрист.

Кредиты от мошенников: как злоумышленники обманывают граждан

Но найти злоумышленников будет сложно: телефоны, с которых они звонят, и карты, на которые переводятся деньги, как правило, оформляются на подставных или несуществующих лиц, предупреждает Станислав Каплан.

Если надоел спам – как отказаться от рассылки

Банки рассылают сообщения определенному сегменту своих клиентов, и многие из них в принципе не собираются оформлять кредит. Постоянные сообщения или даже звонки могут серьезно раздражать.

Сама по себе рассылка сообщений не является нарушением закона – скорее всего, клиент подписал согласие на нее, и даже указал номер телефона. Но даже если согласие на обработку данных у банка есть, отказаться от рассылки – не проблема.

Для этого нужно обратиться в отделение банка, или по номеру горячей линии. Многие банки имеют другие каналы связи – онлайн-чат, электронная почта, сообщения в мессенджерах.

Заявку можно составить как в письменной, так и в устной форме. С момента получения заявки адресата сразу исключают из базы рассылки.

Как распознать мошенников и не стать жертвой

Далеко не все «холодные» звонки и массовые рассылки сообщений безвредны. Увы, мошенников все еще много, а число обманутых граждан постоянно растет.

Способов обмана есть несколько, самые популярные из них такие:

  • просьба оплатить страховку, комиссию, плату за открытие счета, и т.д. Оплатить просят прямо на карту мошенника;
  • для перечисления кредита у жертвы просят продиктовать реквизиты банковской карты, в том числе код безопасности;
  • просят встретиться с курьером, подойти в офис, и т.д.

Чтобы выглядеть правдоподобно, мошенники могут представиться банком – указать его название и номер лицензии. Например, есть прецедент – несостоявшейся жертве из Белгорода прислали сообщение от Банка РСИ, а он работает только по Москве.

Другому обманутому вообще прислали сообщение от несуществующего банка «БРК-Москва». В сообщении был указан номер лицензии, но он принадлежит другому банку.

Предлагаем ознакомиться  Справка о погашении кредита: образец

Мошенники хорошо владеют методами социальной инженерии и знают, как работать с разными группами населения. Например, пожилым людям они предложат кредит по льготной ставке для пенсионеров. Были случаи, что за снижение ставки с 26 до 14% годовых мошенники просили заплатить сразу, как и за открытие транзитного счета и оформление страховки.

Чтобы не стать жертвой мошенников, нужно не терять бдительности в любой ситуации:

  • если сообщение прислано от лица банка, нужно проверить – существует ли такой банк вообще и соответствует ли ему номер лицензии. При малейших сомнениях лучше связаться с банком напрямую – но только по номеру телефона с официального сайта банка (ни в коем случае не звонить по номеру, указанному в сообщении!);
  • помнить: сотрудники банка никогда не просят продиктовать реквизиты карты или код из СМС-сообщения. Если у злоумышленника будет номер карты, срок ее действия и трехзначный код безопасности с обратной стороны карты, он сможет списать с карты любую сумму денег.

    Большинство банков предлагают включить функцию 3D-secure – подтверждение переводов с карты через СМС. Тогда при попытке расплатиться картой через интернет придет сообщение с кодом подтверждения. Без этого кода мошенник не сможет провести платеж.

  • до подписания кредитного договора никому не нужно платить. Банки никогда не требуют оплатить комиссию или страховку до оформления кредита. Так делают только мошенники.

Если все плохо, и мошенник уже завладел деньгами, то нужно идти в полицию и писать заявление. Желательно будет указать номера телефонов, с которых звонил мошенник и номера карт, на которые были переведены деньги. Еще можно найти других обманутых «клиентов» – тогда есть больше шансов, что правоохранительные органы сработают как надо и найдут злоумышленника.

И напоследок посоветуем: расскажите своим родителям и пожилым родственникам об основных правилах финансовой безопасности. Предупрежден – значит вооружен.

1. Убедитесь, что кредит действительно предлагает банк

Для этого Станислав Каплан советует общаться только с законными представителями организации, телефон которой указан на сайте. Сотрудники банка осуществляют звонки, как правило, с федеральных номеров, начинающихся на 8 (800).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Перед этим, конечно, стоит удостовериться, что банк осуществляет свою деятельность на основании лицензии ЦБ и это его официальный сайт. На сайте Банка России есть справочник по кредитным организациям. Здесь можно проверить название кредитной организации, номер лицензии, номер телефона и адрес сайта.

Так что если вам пришло сообщение об одобренном кредите, не перезванивайте по номеру, который в этом сообщении высветился. Позвоните по официальному номеру кредитной организации и перепроверьте информацию.

2. Не переводите деньги до подписания договора

«Банки не требуют перечисления каких-либо денежных средств до момента заключения договора. Поэтому ни при каких обстоятельствах не следует перечислять денежные средства неизвестным лицам», — предупреждает Станислав Каплан.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Чаще всего стоимость страховки включается в сумму кредита, а если комиссии и взимаются, то при переводе кредитных средств, а не до.

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector