Как оценить земли реакреации

Основные категории земель

Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ), все земли Российской Федерации делятся в соответствии с их целевым назначением на семь категорий. Это позволяет определить правовые режимы территорий и установить рамки разрешенного использования, в пределах которых должен эксплуатироваться участок. Например, запрещено строить жилые дома на территориях сельскохозяйственного назначения.

Итак, принято выделять земли:

  1. Водного фонда.
  2. Лесного фонда.
  3. Населенных пунктов.
  4. Сельскохозяйственного назначения.
  5. Особо охраняемых территорий и объектов.
  6. Запаса.
  7. Специального назначения: промышленные участки, территории для движения транспорта, для обеспечения космической деятельности и иные.

Земли рекреационного назначения относятся к категории земель населенных пунктов. Одновременно градостроительный регламент в границах населенных участков предусматривает наличие жилых, общественно-деловых, инженерных и транспортных, а также иных зон.

По ст. 7 ЗК РФ все земли нашей страны делятся на 7 категорий в соответствии с их целевым назначением. Для каждой из категории земли могут применяться только свои виды разрешённого использования.

Например, строить объекты ИЖС на землях лесного фонда или производственных территориях нельзя. Построить частный дом можно только на территории земель населенного пункта.

Итак, выделяются следующие категории земель:

  1. Населенных пунктов.
  2. Сельскохозяйственного назначения.
  3. Лесного фонда.
  4. Водного фонда.
  5. Особо охраняемые территории и объекты.
  6. Земли запаса.
  7. Земли специального назначения: промышленные территории, участки для строительства дорог и магистралей.

Земля рекреационного назначения относится к категории особо охраняемых территорий и объектов. Наряду с ними к этой категории земель также относятся природоохранные, историко-культурные объекты, особо ценные и уникальные массивы.

В землях рекреации должны быть уникальные экологические и ландшафтные характеристики, требования к плодородию почв не предъявляются.

Понятие земель рекреационного назначения

Определение термина можно найти в п. 1 ст. 98 ЗК РФ. Законодатель указывает, что земли в составе рекреационных зон — это участки, используемые для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

Как оценить земли реакреации

Не любой участок пригоден для указанных целей, хотя каждая территория обладает ресурсами, которые можно использовать для удовлетворения потребностей населения. Лишь земли населенных пунктов, имеющие рекреационный потенциал, целесообразно приспосабливать для отдыха и оздоровления.

Потенциал оценивается исходя из природных, экологических, санаторно-курортных (бальнеологических, грязевых) и культурно-исторических предпосылок. Они создают необходимые условия и климат для восстановления хорошего самочувствия и работоспособности людей, уставших от городской суеты.

Рекреация земельного участка — это имеющиеся и создаваемые благоприятные характеристики территории для восстановления здоровья человека.

Земли рекреационного назначения предназначены и используются для обеспечения спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности граждан, а также для организации их отдыха и туризма. Это определяет рамки ее эксплуатации.

Для организации учебно-туристических троп и трасс с собственником, пользователем, владельцем или арендатором земли может заключаться особое соглашение о сервитуте. Это позволяет прокладывать маршруты через территорию, не изымая ее из пользования.

Сервитут — ограниченное право пользования рекреационными зонами — может быть как публичным, так и частным. Публичный подразумевает доступность территории для всех. Частный, как правило, предоставляется юридическим лицам с целью возведения домов отдыха и подобных объектов.

Осуществление рекреационной деятельности на землях лесов допускается в соответствии с положениями ст. 41 Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ). Законодатель предусмотрел и возможность возведения специальных временных строений в лесу. В этом случае территория предоставляется государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование.

Для юридических лиц возможна аренда земель лесного фонда для рекреации (п. 4 ст. 41 ЛК РФ). Заметим, что физическим лицам такая категория земель не предоставляется.

П. 5 ст. 98 ЗК РФ устанавливает прямой запрет на использование земель рекреации для иных целей. Это означает, что данная категория не подходит для любой другой деятельности, кроме туризма и отдыха.

Ограничения касаются и строительства объектов недвижимости. Например, на территории парка нельзя возвести жилой дом. То, что можно строить, определяется целевым назначением участка. Все здания и строения должны быть предназначены для отдыха, спорта, оздоровления, туризма или для обслуживания перечисленных объектов.

Законное использование земли контролируют органы государственного земельного надзора:

  • Росреестр,
  • Россельхознадзор,
  • Росприроднадзор.

К проверкам подключен и общественный контроль. Каждый гражданин, который выявил нарушения использования надела, может обратиться в указанные инстанции с жалобой. Если факт подтвердится, на нарушителя будет наложен административный штраф.

Предлагаем ознакомиться  Оформление права собственности на землю в случае отсутствия документов

Административная ответственность за нарушение порядка пользования рекреационной землей варьируется в зависимости от ее субъекта. Так, если участок предоставлен в пользование государственному или муниципальному учреждению, то ответственность будут нести их должностные лица.

Размер штрафа составит от 1 до 1,5 % от кадастровой стоимости участка, но не менее двадцати тысяч рублей. Если кадастровая цена не установлена, штраф будет назначен в сумме от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.

Если цена по кадастру неизвестна, организация будет оштрафована на сумму от ста до двухсот тысяч рублей.

Границы ответственности установлены положениями ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Понесенное наказание не отменяет обязанности использовать земли в строгом соответствии с их назначением.

Что такое зона рекреационного назначения, указано в ст. 98 Земельного Кодекса страны. Что значит рекреация?

Земли рекреационного назначения – это территории для отдыха и оздоровления граждан. Располагаться они должны в тех местах, где действительно граждане смогут отдыхать или поправлять своё здоровье.

Использование таких участков и их охрана находятся под контролем государства. Земли рекреационного назначения используются в качестве мест для:

  • массового отдыха;
  • туризма;
  • физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • спортивной деятельности.

Это особо охраняемые зоны, которые выделяются строго под целевое назначение. Размещение объектов недвижимости на таких территориях регламентировано ст. 94 и 98 ЗК РФ.

Такие территории могут выступать в качестве живописных зон отдыха с хорошей экологией для отдыха местных жителей или посещения туристов. Там же могут располагаться специальные спортивные или санаторные комплексы, где все желающие могут воспользоваться дополнительными услугами.

Как оценить земли реакреации

Обычно такие участки располагаются вблизи моря, озер или иных водоемов, рядом с горами или лесами. Находиться они должны вдали от земель специального назначения или промышленных территорий для охраны экологии.

В состав земель рекреационного назначения входят по ст. 98 ЗК РФ следующие объекты:

  • дома отдыха;
  • кемпинги;
  • пансионаты;
  • объекты спорта и физической культуры;
  • палаточные и стационарные лагеря;
  • туристические базы;
  • детские туристические станции;
  • парки и учебные тропы;
  • детские и спортивные лагеря;
  • иные объекты схожего назначения.

Использоваться не по назначению эти земли не могут. Например, в парке отдыха построить многоэтажный жилой дом просто невозможно. Многие из этих объектов часто принадлежат частным владельцам, хорошо зарабатывающим на использовании таких земель.

Правовой режим земель рекреационного назначения определён положениями ЗК РФ. Использоваться данные территории могут только для организации отдыха и оздоровления граждан. Воспользоваться этими землями по назначению и объектами, расположенными на них, могут все желающие граждане при условии соблюдения режима их эксплуатации.

Использоваться учебно-туристические тропы и трассы могут землепользователями, землевладельцами и арендаторами на основании сервитута. При организации сервитута земельные участки не изымаются из использования.

Сервитут может быть публичным и частным. Публичный подразумевает доступность данной территории для всех. Частный сервитут предоставляется компаниям для возведения на территориях объектов для отдыха или оздоровления.

При строительстве санаториев и иных рекреационных объектов возможно оформление договора аренды земельного участка как самим учредителем юридического лица, так и строительной компанией, выступающей застройщиком объектов специального назначения.

Государство может изъять участки для собственных нужд из собственности граждан или компаний, если они будут отвечать заявленным характеристикам. Это реквизиция земель, которая может осуществляться сроком до 20 лет.

Что можно строить на землях рекреационного назначения, мы разобрались. Это всевозможные объекты, непосредственно относящиеся к целевому назначению самих земель. Осталось определиться с тем, что делать на этих землях категорически запрещено.

Никакая деятельность, не соответствующая целевому назначению, не разрешена на данных территориях рекреации.

На землях рекреационного назначения нельзя:

  • строить жилые дома;
  • организовывать юридические лица, деятельность которых не связана с отдыхом и туризмом;
  • производить несанкционированную вырубку деревьев, кустарников и травы;
  • заниматься браконьерством, незаконной охотой или рыбалкой;
  • устраивать свалки и утилизировать мусор;
  • использовать земли под нужды сельского хозяйства;
  • вести личное подсобное хозяйство.

За нарушение целевого использования виновникам грозят штрафы и изъятие земель, за браконьерство – уголовная ответственность.

Нельзя на землях рекреации проводить работы, которые могли бы проверить поверхность почвы и ухудшить ее уникальные показатели из-за механических повреждений или применения ядохимикатов. Запрещено на этих территориях вести любую деятельность, которая бы негативно могла повлиять на экологическое состояние объектов.

Следить за использованием земель рекреации по целевому назначению должен государственный земельный контроль и общественный контроль. Они могут проводить проверки, выписывать предписания, передавать материалы дела в суд.

Предлагаем ознакомиться  Как приватизировать земельный участок под многоквартирным домом

На должностных лиц, которые использовали участок рекреационной земли не по назначению, накладывается штраф в размере 1-1,5% кадастровой стоимости участка.

Все участки рекреационного назначения должны иметь кадастровый номер и кадастровую стоимость. Без них такой участок бы просто не мог быть введён в эксплуатацию.

Административное взыскание с должностного лица не может быть по закону менее 20 тысяч рублей. Юридические лица за подобные действия должны будут уплатить административный штраф в размере 1,5-2% от кадастровой стоимости земли, но не менее 100 тысяч рублей.

Отстаивать свои права виновные граждане, считающие действия государственного земельного контроля незаконными, вправе через суд.

Приватизация земельного участка в рекреационной зоне теоретически не запрещена, о чем можно сделать вывод, обратись к положениям Земельного Кодекса.

Какие территории входят в состав

Кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов с учетом рекреационной ценности проводилась для всей территории Белгородской области. В связи с этим для всего региона определялся туристско-рекреационный потенциал, и анализировались рекреационные ресурсы и виды рекреационной деятельности, представленные на каждом конкретном земельном участке.

В дальнейшем для каждого типа земель используемых или тех, которые могут в последствие использоваться в рекреационном природопользовании, была определена величина рекреационной ценности, т.е. коэффициенты природно-рекреационной, природно-культурно-исторической ценностей и туристической инфраструктуры.

Коэффициент природно-рекреационной ценности был рассчитан по результатам эколого-рекреационной оценки рекреационных земель, а именно на основе анализа природных ресурсов и условий и их экологического состояния. Данные о коэффициенте природно-рекреационной ценности земель Белгородской области представлены в таблице 3.1. Так максимальное значение коэффициента характерно для Валуйского, Борисовского, Грайворонского,

Новооскольского и Шебекинского районов и составляет 2,2 и 2,1. Это во многом обусловлено тем, что рекреационные земли в этих районах области обладают благоприятными природно-климатическими особенностями (умеренно-континентальным климатом, разнообразными природно-территориальными комплексами, богатым видовым составом флоры и фауны в долинах рек, обилием разнообразных водных объектов, удовлетворительным экологическим состоянием) и разнообразными рекреационными возможностями для отдыха и туризма (пляжно-купального, лечебно-оздоровительного и прогулочного, спортивного, водного, экологического). Минимальное значение коэффициента равное 1 отмечается в Волоконовском, Красненском и Ракитянском районах.

При расчете регионального коэффициента уникальности биоразнообразия учитывали, что в настоящее время в области обитает 736 видов живых организмов (из них 213 — редкие виды растений, грибов и лишайников, 269 -редкие виды животных) занесенных в региональную Красную книгу, а также расположены эталонные и редкие виды почв. (Красная…, 2005).

Таким образом, произошло увеличение удельного показателя кадастровой стоимости земель особо охраняемых природных территорий, природоохранного назначения и туристических троп и трасс в 1,4 — 3 раз, что подтверждается полученными данными. Так максимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель ООПТ характерно для Новооскольского района и составляет 657,868 тыс. руб.га (рис. 3.9).

Места рекреационного назначения

Кадастровая стоимость земель ООПТ в этом районе составляет 1377839 тыс. руб. Также высокая кадастровая стоимость земель ООПТ в Прохоровском районе (1494829 тыс. руб.). Данные районы располагают высококачественными земельными ресурсами типичной лесостепи, обладающими высокой эстетической ценностью и привлекательностью.

Дня этих ценных земель характерны эрозионно-аккумулятивные формы рельефа, средняя и высокая лесистость, и средние в пределах области водные объекты. Кадастровая стоимость земель ООПТ Белгородской области с учетом рекреационной ценности составляет 4,8 трил. руб., что в 2 раза выше базовой стоимости данных земель, рассчитанной по временной методике.

Минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель ООПТ характерно для Грайворонского и Борисовского районов и составляет чуть более 56 тыс. рубЛга, но так как земли ООПТ занимаю здесь значительную долю, то кадастровая стоимость данных земель и сумма взимаемого земельного налога достаточно значительна.

А вот минимальная кадастровой стоимости земель ООПТ в Вейделевском и Яковлевском районах и составляет соответственно 1714 и 4868 тыс. руб., но даже для этих районов характерно увеличение кадастровой стоимости в 2 раза. В связи с этим произойдет увеличение суммы взимаемого земельного налога на 30-200%.

Предлагаем ознакомиться  Уполномоченный по качеству аптечной организации

По той же схеме определяется кадастровая стоимость отдельных земельных участков, так например, кадастровая стоимость земельного участка «Лес на Ворскле» заповедника «Белогорья» составляет 301439,7 тыс. руб. (табл. 3.2). При этом кадастровая стоимость данного земельного участка увеличилась в 4 раз по сравнению со стоимостью, полученной по временной методике.

Земли рекреационного назначения

Кадастровая стоимость заповедного участка «Ямская степь» составляет 152130 руб. При этом полученное значение, выше кадастровой стоимости рассчитанной по временной методике в 2 раза. Для данных участков заповедника «Белогорье» характерна самая высокая кадастровая стоимость, хотя самый высокий удельный показатель кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов получен для заповедного участка «Острасьевы Яры».

Кадастровая стоимость земель природоохранного назначения в Алексе-евском районе составляет 11728 тыс. руб., в Старооскольском районе 2049 тыс. руб., Красногвардейском районе 6789,8 тыс. руб., что в среднем 1,4 раза больше ее стоимости полученной по временной методике. Так же изменилась и средневзвешенная кадастровая стоимость земель природоохранного назначения для территории Белгородской области, в настоящее время она составляет 8 — 28 тыс. руб./га.

Коэффициент природно-культурно-исторической ценности рассчитывался для определения удельного показателя кадастровой стоимости земель историко-культурного назначения, т.е. фактически для всех земель обладающих культурно-историческим и экотуристическим потенциалами. Данный коэффициент основан на результатах рекреационной оценки ООПТ, культурно-исторических и археологических объектов посредством выявления каркасных элементов наследия находящихся на данных земельных участках. Данные о коэффициенте природно-культурно-исторической ценности земель

Рекреационные земли неоднородны. Они различаются в зависимости от особенностей использования.

Согласно п. 2 ст. 98 ЗК РФ, в состав данной категории входят участки с:

  • кемпингами;
  • домами отдыха, пансионатами;
  • объектами физической культуры и спорта;
  • туристическими базами;
  • стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями;
  • детскими туристическими станциями;
  • парками;
  • учебно-туристическими тропами и трассами;
  • детскими и спортивными лагерями, иными схожими объектами.

К таким землям относятся лесополосы, парки, а также скверы, находящиеся за пределами города или в городской черте.

Аренда лесного фонда для рекреации

В отношении участков, расположенных в рекреационной зоне, установлены ограничения только по видам хозяйственной деятельности. Запрета на приватизацию в законе нет. Следовательно, такие земли могут при желании и соблюдении всех условий быть приватизированы.

Отказ администрации в приватизации в таком случае нужно оспаривать в судебном порядке.

Право собственности на лесные земли принадлежит государству, которое может передавать их в бессрочное пользование региональным властям.

Граждане и компании могут получить такие земли только по договору аренды с муниципалитетом. Для этого им потребуется обратиться в земельный комитет с заявлением и перечнем услуг, которые планируется предоставлять на данной территории. Рассматривается заявление на публичных слушаниях, земля передаётся новому владельцу через проведение аукциона.

Когда земля получена в аренду, на ней можно будет построить гостиницу, базу отдыха, пансионат или иное учреждение рекреационного назначения.

Срок аренды лесной земли для целей рекреации не может быть менее 10 лет и более 49 лет.

Выкупить в дальнейшем такую землю можно будет, если ее переведут в другую категорию земель. Для этого потребуется провести экспертизу, подтверждающую возможность перевода в другую категорию. Новый владелец должен будет ежегодно подавать лесную декларацию и предоставлять отчёты об использовании лесов и охране окружающей среды.

За нарушение правил эксплуатации земель рекреации виновным лицам грозит административная ответственность в виде больших штрафных санкций.

Правовой режим

Особенности использования земель рекреационного назначения

Рассматриваемые земли обладают специфическим правовым статусом. Они эксплуатируются для целей рекреации без изъятия у собственников или временных распорядителей. Однако права последних обременены: их надел может быть свободным для доступа всем желающим. Каждый вправе посетить такой участок, если соблюдает режим пользования.

О ценности земель рекреации свидетельствует то, что их нецелевое использование или перевод в другую группу участков строго запрещены. Кроме того, если физическое или юридическое лицо имеет право собственности на участок с рекреационным потенциалом, государство может изъять землю в принудительном порядке для государственных или муниципальных нужд.

Вместе с тем такие наделы не исключаются из оборота. Рекреационные земли в собственность могут передаваться юридическим лицам при условии согласия муниципальных и госорганов.

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector