Кто назначает уполномоченного по правам человека

Основания для снятия с должности

17 апреля 1996 года Государственная дума Российской Федерации приняла федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[1]. Этот закон предусматривал право федерального Уполномоченного создавать на местах свои региональные представительства[1]. Совет Федерации отклонил этот документ, предложив заменить это право на право региональных властей создавать у себя должности уполномоченных по правам человека в субъекте Федерации и финансировать их за счёт средств региональных бюджетов[1].

После согласования Государственная дума одобрила новый проект закона, который вступил в силу в 1997 году[1]. Статья 5 этого закона разрешила региональным властям вводить у себя должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации[2]. Впрочем, ещё до появления этого закона были приняты законы об региональном Уполномоченные в Башкирии и Свердловской области[2].

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Из этих данных видно, что вплоть до 2001 года региональный омбудсмен оставался редкой должностью — подавляющее большинство субъектов Российской Федерации не спешило вводить у себя этот пост. Кроме того, назначение омбудсмена порой становилось предметом политической борьбы (например, в Астраханской области в 1997—1999 годах)[2].

С 2001 года началось массовое введение в российских регионах должностей омбудсменов. Статистика по годам была следующая[3]:

  • 2001 год — 9 регионов;
  • 2002 год — 4 региона;
  • 2003 год — 7 регионов;
  • 2004 год — 2 региона;
  • 2005 год — 3 региона;
  • 2006 год — 3 региона;
  • 2007 год — 10 регионов;
  • 2008 год — 4 региона;
  • 2009 год — 3 региона;
  • 2010 год — 7 регионов;
  • 2011 год — 8 регионов;
  • 2012 год — 5 регионов;
  • 2013 год — 6 регионов;
  • 2014 год — 4 региона;
  • 2015 год — 2 региона.

Кто назначает уполномоченного по правам человека

Таким образом, до 2016 года Уполномоченные появились во всех регионах России, кроме Тувы и Чукотского автономного округа (в это регионе омбудсмен появился в 2016 году)[4]. Стоит отметить, что в некоторых регионах России между принятием регионального законодательства об Уполномоченном и назначении первого омбудсмена проходил длительный срок — порой более 10 — 15 лет.

Например, в Туве закон об Уполномоченном был принят в 1999 году, а в Чукотском автономном округе в 2005 году[5]. Также бывают случаи, когда после отставки регионального омбудсмена его должность длительное время остаётся вакантной. Например, в Тверской области и в Санкт-Петербурге региональные омбудсмены ушли в отставку соответственно в апреле и ноябре 2011 года, но по состоянию на февраль 2012 года новых Уполномоченных в этих регионах не назначили[6].

В 2016 году была проведена работа по приведению регионального законодательства об Уполномоченных в соответствие с федеральным законом. Для этого федеральный Уполномоченный направил в 2016 году региональным коллегам рекомендации по подготовке законов субъектов Российской Федерации «Об уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации», которые стали основой для доработки законов 32 субъектов Российской Федерации[7].

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривает (по состоянию на 2014 год) следующий исчерпывающий перечень оснований для увольнения человека с поста Уполномоченного по правам человека[41]:

  • Вступление в отношении Уполномоченного в законную силу обвинительного приговора суда;
  • Неспособность Уполномоченного длительное время по состоянию здоровья выполнять свои обязанности;
  • Собственное желание Уполномоченного об уходе;
  • Нарушение запрета заниматься деятельностью, несовместимой с должностью.

Региональное законодательство предусматривает также другие основания для увольнения омбудсменов. В 2014 году В. П. Лукин отмечал, что законы 20 субъектов Российской Федерации содержали нормы, позволяющие уволить уполномоченного в связи с субъективной оценкой его работы[41]. Например, в 2013 году в Вологодской области был принят закон, который позволял уволить Уполномоченного в связи с выражением ему «недоверия»[41].

В декабре 2012 года в Томской области был принят закон, позволяющий уволить Уполномоченного за «ненадлежащее исполнение полномочий»[42]. После этого была создана комиссия из депутатов Томской областной думы для расследования деятельности регионального Уполномоченного[42]. В итоге в 2013 году региональный парламент снял с должности Уполномоченного по правам человека в Томской области Н.С. Кречетову за «ненадлежащее исполнение полномочий»[43].

Аппарат регионального Уполномоченного: структура, численность и финансирование

Свердловский и пермский омбудсмены Т. Г. Мерзлякова (крайняя слева) и Т. И. Марголина (вторая слева) на «Дискуссионной трибуне» в Ельцин-центре, октябрь 2016 года

Свердловский и пермский омбудсмены

Т. Г. Мерзлякова

(крайняя слева) и Т. И. Марголина (вторая слева) на «Дискуссионной трибуне» в

Ельцин-центре

, октябрь 2016 года

Региональные Уполномоченные по правам человека рассматривают жалобы физических лиц и организаций на нарушение их прав действиями (бездействием) государственных органов власти и органов местного самоуправления. После реформы 2015 года региональные омбудсмены получили право обращения в суд в интересах заявителей.

Предлагаем ознакомиться  Легализация свидетельства о заключении брака в Москве

Старейший (по сроку пребывания) региональный омбудсмен России Т. Г. Мерзлякова

Основным способом является подача региональным Уполномоченным запроса по факту нарушений прав заявителей (на практике это зачастую просто пересылка жалобы в тот орган, на который жалоба подана). Оценить эффективность этого направления работы омбудсменов невозможно, так как в докладах региональных Уполномоченных не указывается доля жалоб, по которым омбудсменам удалось добиться полного восстановления прав заявителей. Другие функции региональных Уполномоченных:

  • Координация деятельности Общественных наблюдательных комиссий в местах лишения свободы;
  • Координация деятельности правозащитных общественных организаций в регионе;
  • Правовое просвещение граждан;
  • Бесплатная юридическая помощь заявителям;
  • Мониторинг нарушений прав человека в регионе в ежегодных и специальных докладах Уполномоченных.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В некоторых случаях Уполномоченный вправе оказывать влияние на изменение законодательства, обратившись в Конституционный (уставный) суд субъекта РФ. На практике это право нереализуемо, так как в большинстве субъектов Российской Федерации таких судов нет.

Региональные Уполномоченные работают по жалобам, которые к ним поступают на нарушение прав физических лиц действиями государственных (муниципальных) органов и должностных лиц этих органов. Жалобы подаются в письменном или в электронном виде. Факт подачи жалобы региональному омбудсмену никак не влияет на право заявителя подать аналогичную жалобу федеральному Уполномоченному по правам человека[8]. Человек может подать две одинаковые жалобы обоим омбудсменам и они должны быть рассмотрены независимо друг от друга.

У региональных омбудсменов немного методов по восстановлению нарушенных прав заявителей:

  • Запрос в орган власти, нарушивший права или в надзорный над ним орган. На этот запрос орган обязан предоставить необходимую информацию. Вплоть до 2015 года региональный Уполномоченный мог осуществлять такого рода контрольные полномочия только в отношении органов государственной власти соответствующего субъекта РФ и органов местного самоуправления, а также организаций, им подчинённых. В 2015 году региональные уполномоченные по правам человека получили такое же право в отношении федеральных органов и федеральных организаций[9]. С 1 января 2017 года региональные Уполномоченные получили право бесплатного получения информации из Единого государственного реестра недвижимости[10]. Очень часто Уполномоченный просто пересылает жалобу (в том числе о пытках) в тот орган власти, на который она была подана. Например, в 2005 году Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзлякова жалобу адвокатов на действия органа прокуратуры переслала в этот самый орган прокуратуры, после чего сообщила заявителям, что данный орган не нашёл нарушений[11]. Вообще у многих Уполномоченных были заключены соглашения о взаимодействии с органами прокуратуры. По состоянию на 2013 год такие договорённости были у 17 региональных Уполномоченных по правам человека[12]. Журнал «Европейский омбудсман» в 2018 году отмечал, что многие региональные Уполномоченные в России выстроили такую схему работы с адресованными им жалобами: жалоба заявителя пересылается ими в прокуратуру, а потом ответ прокуратуры отсылается заявителю (без высказывание позиции Уполномоченного по сути жалобы)[13]. Таким образом региональный уполномоченный выступает в роли почтальона, который без рассмотрения передаёт жалобы в прокуратуру, а потом обратно;
  • Правовое консультирование заявителя, а также всех желающих в приёмной Уполномоченного, составление жалоб и исковых заявлений (в том числе в суды). Например, по состоянию на 2015 год Уполномоченный по правам человека в Свердловской области оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь по вопросам защиты прав человека и гражданина[14];
  • Подача Уполномоченным запроса (жалобы) в конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации в интересах заявителя. Это сравнительно бесполезное право, так как в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации (по состоянию на 2017 год) конституционные (уставные) суды не созданы. Кроме того, конституционный (уставный) суд не проверяет федеральные нормативные акты. В итоге по обращениям Уполномоченных по правам человека конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации вынесли за все время лишь 6 постановлений[15]. Для сравнения — всего этими судами было вынесено более 900 постановлений[15].

Некоторые региональные уполномоченные имеют возможность оказывать влияние на законодательство своего региона. Способы следующие:

  • Подача запроса о толковании того конституции (устава) субъекта Российской Федерации в конституционный (уставный) суд этого субъекта Российской Федерации. Такое право (по состоянию на 2015 год) имели региональные омбудсмены пяти субъектов Российской Федерации (Якутия, Калининградская область, Северная Осетия-Алания, Свердловская область и Иркутская область)[16]. Фактически это право не используется. К 2015 году только Конституционный суд Якутии вынес одно постановление о толковании региональной конституции по запросу регионального омбудсмена[17]. По состоянию на 2015 год остальные конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации не вынесли по запросам региональных омбудсменов ни одного постановления такого рода[17];
  • Доклады Уполномоченных о ситуации с правами человека в регионе (обязательные ежегодные и специальные, то есть написанные о какой-то конкретной проблеме). Каждый региональный омбудсмен ежегодно подаёт доклад о своей работе за истекший календарный год, в котором даёт в том числе статистику по поступившим к нему жалобами. Доклад подаётся органу власти, который назначил Уполномоченного на должность (обычно это парламент соответствующего субъекта Российской Федерации). В докладе омбудсмен может дать рекомендации органам власти по принятию каких-либо региональных законов и иных нормативно-правовых актов. По состоянию на 2015 год в большинстве субъектов Российской Федерации региональные власти и органы местного самоуправления доклады региональных омбудсменов не читали и рекомендации, содержащиеся в них не исполняли[18]. Крайне редко доклад регионального Уполномоченного становится основной для принятия нормативно-правового акта. По состоянию на 2015 год только в трёх субъектах РФ (Ивановская и Свердловская области и Красноярский край) по итогам доклада омбудсмена региональный парламент принимал постановление, которое устанавливало обязанности органов власти по устранению выявленных нарушений прав человека[18]. По состоянию на 2015 год только в четырёх субъектах Российской Федерации (Дагестан, Пермский край, Воронежская и Ивановская области) по итогам доклада регионального омбудсмена глава субъекта РФ утверждал специальный план мероприятий по его реализации[18]. Ещё в двух субъектах Российской Федерации (Самарской и Свердловской областях) по итогам специальных докладов региональных омбудсменов принимались постановления органов исполнительной власти по выполнению рекомендаций, которые Уполномоченные дали в этих докладах[19]. Таким образом, по состоянию на 2015 год только в 6 регионах (из более чем 80-ти, где действовали региональные Уполномоченные) доклады региональных омбудсменов вызывали реакцию региональных властей в виде нормативно-правовых актов.
Материалы к заседаниям Народной трибуны в Ельцин-центре (2017 год). Среди издателей значится Уполномоченный по правам человека в Свердловской области

Материалы к заседаниям Народной трибуны в

Предлагаем ознакомиться  Запрос в полицию о пропавшем работнике образец

Ельцин-центре

(2017 год). Среди издателей значится Уполномоченный по правам человека в Свердловской области

Законы 14 субъектов Российской Федерации (по состоянию на 2013 год) возлагали на региональных уполномоченным обязанность по правовом просвещению населения, в том числе по разъяснению гражданам их прав и свобод[20]. С этой целью омбудсмены издают различную литературу (включая учебные пособия) по правам человека, проводят конкурсы и олимпиады для учащихся и студентов[21].

Другой функцией региональных омбудсменов стало оказание всем желающим бесплатной юридической помощи, в том числе с выездом на места. Для этого омбудсмены прибегают к помощи вузовских юридических клиник, где работают будущие юристы. Кроме того, сотрудники некоторых омбудсменов (например, Уполномоченного по правам человека в Московской области[21]), посещая с рабочими визитами государственные и муниципальные органы власти и организации, дают служащим юридические консультации.

Аппараты региональных Уполномоченных являются местами прохождения учебной практики студентов вузов. Например, в Саратовской области аппарат омбудсмена регулярно принимал на учебно-производственную и преддипломную практику местных студентов[21]. Кроме того, (например, в Санкт-Петербурге) сотрудники аппаратов региональных омбудсменов ведут работу по правовому обучению старшеклассников школ (специальные классные часы, общешкольные недели и декады правовых знаний)[22].

Одной из функций региональных омбудсменов является надзор за соблюдением прав заключённых и иных лиц, находящихся в местах лишения свободы. Хотя колонии, СИЗО и тюрьмы в России находятся в ведении федеральных властей, ещё до изменений 2015 года региональные омбудсмены имели право (наравне с федеральным Уполномоченным) без специального разрешения посещать заключённых и проверять условия их содержания[23].

На практике проверка региональными омбудсменами мест лишения свободы часто оказывается формальной и сводится к критике отдельных недостатков (при этом руководство учреждений омбудсмены обычно предпочитают не критиковать). Имеют место и приписки. Например, руководитель общественной организации «Архив Отписка» Александр Ливчак в опубликованном в 2006 году специальном докладе свердловского Уполномоченного Т. Г.

Мерзляковой «О нарушениях прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел Свердловской области» выявил приписку: в докладе описана ситуация в 48 изоляторах временного содержания Свердловской области, но при этом Уполномоченный и его сотрудники лично посетили только 15 изоляторов[24]. А.

Предлагаем ознакомиться  Какой штраф за просроченные права и как избежать наказания

Ливчак предположил, что скорее всего данные по оставшимся 33 изоляторам попали в доклад из какого-то милицейского или прокурорского отчёта[24]. Кроме того, А. Ливчак обратил внимание, что Мерзлякова в докладе критикует «отдельные недостатки» в работе изоляторах временного содержания (нехватка постельного белья и тому подобное)[24].

О пытках в изоляторах Мерзлякова в докладе не написала — например, она даже не упомянула о гибели в 2005 году в изоляторе временного содержания Екатеринбурга Владимира Орлова, который был забит насмерть милиционерами (этот факт признало ГУВД Свердловской области)[24]. На критическую публикацию Ливчака об этой ситуации, ответил главный специалист аппарата Уполномоченного по правам человека в Свердловской области В. И. Попов[24].

Критика ему не понравилась и он весьма жёстко отозвался о самом А. Ливчаке. По словам В. И. Попова, у Ливчака «нет за душой ни чести, ни совести, ни элементарной человеческой порядочности» и ему недоступны «простые логические операции», правозащитник льёт «свои помои», распространяет « ложь и клевету», а также «совсем не безобидную галиматью»[24].

Срок назначения

Кандидата на должность Уполномоченного предлагает региональному парламенту глава региона (по состоянию на 2016 год иногда это его исключительное право — например, в Свердловской и Орловской областях)[37]. Однако в некоторых субъектах Российской Федерации кандидата на должность Уполномоченного могут предлагать также иные лица. По состоянию на 2016 год этим правом были наделены[38]:

  • Депутаты (группы депутатов) регионального парламента. Например, в Иркутской области это право принадлежит трети депутатов областного Законодательного собрания. В Амурской области кандидата на пост Уполномоченного мог выдвинуть и один депутат регионального парламента;
  • Органы местного самоуправления (например, в Алтайском крае);
  • Физические лица и общественные объединения. Например, в Смоленской области кандидата на должность Уполномоченного может выдвинуть физическое лицо или общественное объединение, но только через депутата.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Обычно региональный Уполномоченный по правам человека назначается на 5 лет, но из этого правила есть исключения: например, в Ненецком автономном округе срок пребывания в должности омбудсмена составлял сначала 4, а затем 3 года (потом был увеличен до 5 лет)[39].

По состоянию на 2013 год региональные уполномоченные рассматривали поступившие к ним жалобы физических лиц на действия государственных (муниципальных) органов и их должностных лиц, как правило, в общем порядке, установленном федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[23].

При это, в отличие от обращения к федеральному Уполномоченному, заявитель в большинстве регионов не был обязан предварительно обжаловать не понравившиеся ему решения (действия) государственных (муниципальных) органов и их должностных лиц в судебном или административном порядке[23]. Исключений было немного.

Например, в Липецкой области (по состоянию на 2013 год) заявитель перед обращением к региональному Уполномоченному был обязан обжаловать принятое в отношении него решение в административном порядке[23]. Подача жалобы региональному омбудсмену не лишала заявителя права на обращение с аналогичной жалобой федеральному Уполномоченному по правам человека.

Требования к кандидатуре

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Требования к кандидатуре на должность регионального Уполномоченного устанавливаются соответствующим региональным законом. Их можно разделить на общие для всех регионов и специфические, которые устанавливают региональные власти. К общим требованиям относится, в частности, наличие у будущего омбудсмена гражданства Российской Федерации.

  • Достижение минимального возраста. Например, в Нижегородской области — 30 лет, в Московской области — 35 лет, в Ленинградской области — 45 лет;
  • Высшее юридическое образование — в Московской и Нижегородской областях. При этом в Нижегородской области допускается вместо высшего юридического образование наличие у претендента ученой степени по праву;
  • Высшее образование (без уточнения специализации). Например, в Ленинградской области
  • Опыт предшествующей деятельности. Это может быть опыт работы кандидата на руководящих должностях (например, в Хабаровском крае требуется, чтобы претендент имел такой опыт не менее 5 лет);
  • Место проживания. В Пермском крае требуется, чтобы кандидат проживал в Перми. В Смоленской области будущий Уполномоченный должен проживать на территории этого региона не менее 5 лет;
  • Иные требования. Например, в Ленинградской области кандидат на должность Уполномоченного не должен иметь судимости, а также гражданства другого государства. В Нижегородской области кандидат должен прекратить членство в политических партиях.

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector