Раздел V. Профессиональные и личностные качества социального работника

2. Функциональное назначение социального работника

Тесная связь социал ьных учр еждений и общества еще более необхо-дима для выполнения различных функций. «Общество порождает функции, без которых оно не может обойтись» [6, с.416].

В теории социального действия Т. Парсонс концептуировал внимание на уникальных и потому фундаментальных функциях социальных систем, к которым относится образование. Незаменимость, обязательность и качест-венное отличие этих функций друг от друга предопределяют специализацию и профессионализацию социальных работников [8, с. 101].

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Любое социальное учреждение в той или иной мере выполняет функ-цию связующего звена между обществом и социальным институтом. Функ-ции и структура элементов конкретизируются как система действий. При этом в качестве структуры могут выступать устойчивые операции, роли этой структуры, которые характеризуются как функции.

Социальные институты также рассматриваются как взаимосвязанные системы социальных р олей и н орм, созда нные и действ ующие для удовле-творения важных общественных потребностей и функций. Эти роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожи-даемое поведение, ориентированное на удовлетворение социальных потреб-ностей.

Специалист составляет некую совокупную модель профессии «социаль-ная работа». Можно выделить несколько вариантов моделей такого работника, с присущими ему функциями, содержанием и методами социальной работы. Это тип семейного социального работника; социального работника по работе с молодежью; социального работника по работе с пенсионерами и др.

В своем исследовании П. Д. Павленок указывает на особенность этих функций. Кроме этого, он расширяет их значимость и дает их характеристику.

Так, пр огн ост ич е с ка я функ ци я, по ег о м н ен ию, пр огн оз ир уе т и пр ограм -мирует влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, способствует моделированию социального поведения объектов.

Правозащитная функция в социальной работе предусматривает ис-пользование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения. Это касается как населе-ния, проживающего в стране, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами.

В соответствии с социально-педагогической функцией социальный работник призван выявлять интересы и потребности людей в различных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, туризма) и привлекать к работе с ними различные учреждения, организации, общественные, творческие и другие союзы, специалистов, тренеров, органи-заторов культурно-досуговой деятельности и т. д.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтичес-кая) функция призвана привести в действия такие механизмы, как социально-правовой, юридический, психологический, социально-медицинский, преду-преждать негативные явления, оказывать социотерапевтическую, социально-бытовую, психолого-педагогическую, медицинскую, юридическую и иную помощь нуждающимся, обеспечивать защиту семьи, женщин, подростков, детей, молодежи.

Предупредительно-профилактическая функция направлена не только на оказание всевозможной помощи и поддержки уже оступившимся, слабо защищенным слоям, но и на предупреждение всевозможных, негативных последствий в положении, поведении, деятельности слоев, групп людей, от-дельных личностей. Данная функция ассоциируется с пониманием социаль-ной работы как в узком, так и в широком смысле слова.

Психологическая функция предполагает различные виды консультиро-вания и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной реаби-литации всем нуждающимся, призвана способствовать социальной адаптации личности. При реализации социально-медицинской функ ци и с оциа л ьный ра б отни к об язан орга низ ов, а ть работу по пр офил акт ик е з д ор ов ья, п ом ога ть ов ла девать ос-новами оказания первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организовать работу по планированию семьи, форми-ровать ответственное отношение к репр одуктив ном у и сексуальному поведению, содействовать подготовке молодежи к семейной жизни, развивать трудотерапию, способствовать формированию здорового образа жизни.

В деятельности социального работника важна реализация социально-бытовой функции, а именно: социальный работник обязан способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населе-ния (особенно инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.) в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта.

Коммуникативная функция приз вана устанавливать контакты с нуж-дающимися клиентами в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией, способствовать включению различных институтов об-щества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и понима-нию другого человека, больных и здоровых, нуждающихся и не нуждающих-ся в помощи и поддержке.

Рекламно-пропагандистская функция социальной работы проявляется в организации рекламы социальных услуг, в пропаганде идей социальной защиты человека.

Реализация организационной функции проявляется в том, чтобы спо-собствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждени-ях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищен-ным слоям и группам, отдельным личностям. [7, с. 322−324].

Безусловно, можно назвать и другие функции. Например, нравственно-гуманистическую функцию. Нравственно-гуманистическая ф ун кц ия (ка к св ое-образная концентрация определенных свойств, черт всех других функций) при-дает социальной работе высокие гуманистические цели, создает условия для дос-тойного функционирования человека, групп и слоев в обществе.

Предлагаем ознакомиться  Моральный ущерб при нападении

Эта функция обозначает проявление гуманного отношения человека к человеку. В условиях социальных потрясений, экономического кризиса социальная работа направлена, прежде всего, на тех, кто находится в более трудном положении — инвалиды, пенсионеры, дети, подростки, беженцы, бездомные. Социальная работа создает условия для достойной жизни человека как главного субъекта общества, содей-ствует в становлении и реализации его интересов.

Посредством информационно-коммуникативной функции собирается и доводится до субъекта информация о людях, нуждающихся в социальной помощи, о фактах вмешательства социальных служб, создаются банки дан-ных о семьях и отдельных лицах, нуждающихся в социальном патронаже.

Аналитико-прогнозная функция направлена на изучение тенденции социального напряжения в обществе, демографических ситуаций, причин социальног о и с ем ейного неблаг опол уч ия, об щес твенн ог о м нения о сост оя-нии социальной помощи и защиты, программирование и прогнозирование процессов социального общества и др.

Незаменимость, обязательность и качественное отличие этих функций друг от друга предопределяют специализацию и профессионализацию соци-альных работников. При этом в качестве структуры могут выступать устой-чивые операции, роли этой структуры, которые характеризуются как функ-ции. Такой функцией является социализация.

Функция социализации, задавая некое пространство социальной деятельности индивидов, не предопределя-ет результат человеческой деятельности, а обновляет социальное качество самореализации людей. Более того, они «оживают» только в реализации че-ловеческих сил, способностей и форм, в конечном счете, сами зависят от них как, по сути, так и по сущности.

Так, функция социализации в социальной деятельности естественно зави-сит от предмета, но ее конкретное содержание определяется действием (техноло-гией).

Следовательно, она может быть представлена как элемент технологии [10, с. 46−50]. Или, к примеру, цель человеческой деятельности не что иное, как фе-номен, субстанция, в которой отображено единство, взаимосвязи многообразных форм социализации человека, его воспроизводство в социальном бытии. Не-трудно убедиться в том, что таким образом осуществляется преобразование при-родных материй в формах человеческого творчества [4].

Многие исследователи ошибочно полагают, что социальная работа и социальная педагогика независимы и мало чем отличаются друг от друга. Особенно рельефна взаимосвязь социальной работы и социальной педагоги-ки проявляется в пра ктичес кой деятельности специалистов, что, возможно, является одной из причин их подмены друг другом.

Это объясняется, во-первых, наличием общего объекта воздействия социального работника (детей, подростков и родителей); во-вторых, наличи-ем в инструментарии общей группы методов — социально-педагогических; в-третьих, — осуществлением терминологического единства понятий и катего-рий в раскрытии сущности социальной работы.

3. Обязанности социального работника

— восп ита тел ьный подх од — вы ст упа ет в р оли учителя, ко нс ульта нт, а, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделирова-нию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;

— фасилитативный подход — осуществляет роль помощника, сторонни-ка или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, ко-гда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтерна-тивных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбад-ривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;

— адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работ-ник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени. Такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, под-боре документально обоснованных обвинений [11. Ч. 1. С. 321−322]

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Неслучайно поэтом у в квалификационном справочнике социальном у работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей.

— выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоро-вья; устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т. д.), оказывать им содействие в разрешении этих трудностей и конфликтов и социальную защиту;

Предлагаем ознакомиться  Материнский капитал какую сумму можно снять

— содействовать в совместной деятельности различных общественных и государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи нуждающимся группам населения;

— оказывать помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних де-тей, инвалидам, пенсионерам;

— проводить псих олого-педагогиче ские и юридические консуль тации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением;

— выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

— организовывать общественную защиту несовершеннолетних право-нарушителей, выступать (в необходимых случаях) в качестве их обществен-ного защитника в суде;

— участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциа-ций, объединений по интересам и т. д.);

— организовывать и координировать работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений.

Квалификационный справочник определяет обязанности и требования к социальному работнику в самом общем плане без учета функций, специа-лизаций, уровня подготовки социального работника [7, с. 321−322].

4. Профессиональные качества социального работника

В основе социально-педагогической практики социальной работы ле-жит положение о том, что воспитание выступает как часть процесса социального становления человека, с помощью которого осуществляется выработка у индивида определенных социальных качеств.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Формированию специалиста как целостного субъекта способствует наличие качеств, необходимых Для профессиональной деятельности, при этом учитывается, что деятельность — это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, общению, что социальный работник (педагог) должен обладать навыками влияния не только на самого клиента, но и на его окру-жение, групповое общение в социуме.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказыва-ет решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует.

След ует отм е тит ь такую закономерность, когда од ни с оциа льные ра -ботники свободно чувствуют себя в конфликтных ситуациях, другие лучше чувствуют себя в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни — более умело общаются с многословными, слишком говорливыми клиентами, дру-гие — более успешно «находят язык» с замкнутыми и молчаливыми людьми.

Одни — выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие — нет. Одни — более отзывчивы к детям, другие — к людям пожилого возраста. Поэт ом у роль личност ных ка честв социальн ого ра бо тника, несом не нн о, ве-лика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить та-кие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство соб-ственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпи-мость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

а) психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

б) психоаналитические качества, ориентированные на совершенство- вание социального работника как личности;

в) психолого-педагогические качества, направленные на создание эф- фекта личного обаяния.

В первую группу включаются требования, предъявляемые к профес-сиональной деятельности и психическим процессам, психическим состояни-ям, эмоциональным и волевым характеристикам. В работе с людьми, как пра-вило, психологические требования базируются на собранности и вниматель-ности, понимании другого человека, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т. д.

Другие из психических характеристик играют, на первый взгляд, вто-ростепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает пси-хологическим требованиям этой группы, предъявляемым профессией, то от-рицательные последствия этого несоответствия могут проявиться не так бы-стро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.

В работе с людьми, как правило, психологические требования базиру-ются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении та-ких волевых качеств, как терпение, самообладание и т. д. Без ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа.

При подборе кадров целесообразно ориентироваться не на отдельные, парциальные ха ра ктеристики психик и, а на черты личности как целостные образования, как ее системные свойства.

Предлагаем ознакомиться  Начислена заработная плата: проводки 2019

Чем труднее освоение профессии, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, прини-маемых в ка честве основы профессиональной приг одности. Когда же дел о касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует ори-ентироваться на всю личность как социальное системное качество.

В формировании целостного образа личности существенную роль иг-рают, с одной стороны, опыт работы с людьми, а с другой — их установки и ценностные ориентации. Ориентация в подборе кадров на целостный образ социального работника позволяет в большей степени результативно решать кадровые вопросы.

Ко второй группе относятся психоаналитические качества, такие как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков. А также стресс-устойчивые качества — физическая тренированность, самовнушае-мость, умение переключиться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливать на-строение людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их ну-ждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречи-вость (умение внушать и убеждать словом) и др. [14, с. 206−208].

Определение личностных качеств социального работника предполага-ет оп ор у на теор етич еское обосн ование пр оце сса пр оф есс иональног о само -определения. В зарубежной психологической литературе существует множе-ство теоретических «конструкций», направленных на то, чтобы субъект пра-вильно выбрал профессию.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для того, чтобы субъект правильно выбрал профессию, необх одимо: ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, стремлений, возмож-ностей; знание требований и условий для достижения успеха; правильное соотнесение первых двух факторов. Такое понимание выбора имеет ряд не-достатков.

Одна из наиболее популярных — концепция Д. Сьюпера, который рас-сматривает профессиональное становление человека, как длительный жиз-ненный процесс. Профессиональное становление формируется под воздейст-вием ряда факторов внешней среды, среди которых первостепенное значение отводится субъективным факторам.

С точки зрения Д. Сьюпера, процесс профессионального становления индивидуально своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает. Вместе с тем в нем можно выделить ряд типичных этапов; такие, как этап роста, поиска, упрочения, стабилизации и спада. Большое место в профессиональном определении он отводит процессу само-понимания личностью себя как профессионального работника.

Как динамическая личностная тенденция интерес описывается рядом характеристик: содержание, широта, глубина, устойчивость. Собственно профессиональный интерес, например, характеризуется большой интенсив-ностью внимания, волевых усилий, эмоциональных переживаний. На этом уровн е субъе кт принимает решение превратить св ое «хобби» в пр офессию [11. Ч. 1. С. 326−330]

Особо след ует выделить личностные коммуникативные и деят ельно-профессиональные качества.

Процесс формирования у специалиста социальных качеств в условиях учебной деятельности следует рассматривать через создание социальных си-туаций. В них включается использование примеров из социальной практики. Наприм ер, клиент обратился к социальному работнику с просьбой помочь ему в получении жилья (это многодетная семья из шести человек, прожи-вающая в двухкомнатной квартире).

Задача преподавателя — дать студентам навыки по решению подобных ситуаций и в первую очередь научить их фор-мулировать цели, которые в дальнейшем определят средства, формы и мето-ды работы с клиентом по решению его проблем. Компонентом, который объ-единяет цели, является содержание определенной деятельности специалиста.

«Какие качества Вы считаете со-ответствующими избранной профессии?», «Что необходимо для развития социальных ка честв ?», студенты (72 чел овека) назвали та кие ка чества, по-вторяющ и еся в разной послед овательн ост и, но оди на ко во ча сто, ка к д обр о-желательность, умение завоевать уважение клиентов, умение слушать, пони-мать других людей.

Отечественный ученый В. Я. Нечаев выделяет не менее важную — со-циально-коммуникативную сторону специалиста. Если он и не осуществляет руководство коллективом, то, по крайней мере, включен в ответственные ви-ды работ, от которых в значительной мере зависит совокупное действие кол-лектива, отдельных людей. Соответственно, трудовая позиция специалиста в коллективе отличается интенсивными связями с другими людьми.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В результате исследования мы пришли к выводу, что для решения за-дач социализации специалист должен иметь знания в области развития лич-ности, групповых методик конкретной личности, политики социального обес-печения и защиты, а также навыки общения, психологическую коррекцию.

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector