Договор аренды земельного участка, 2020, 2019 — Договор аренды земли, земельной доли, участка — Образцы и бланки договоров

Особенности договора аренды государственных и муниципальных земельных участков

  • физические лица (с гражданством и без);
  • иностранные граждане;
  • юридические лица.

Для получения недвижимости в аренду предусмотрено два способа:

  • через проведение аукциона;
  • напрямую, без торгов.

Аукцион может быть организован как муниципалитетом, так и физическим (юридическим) лицом, намеренным приобрести участок.

Получить землю без проведения аукциона имеют право следующие категории (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • физические лица с целью возведения частного дома, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или фермерского хозяйства;
  • юридические лица, наделённые полномочиями по завершению строительства объектов, расположенных на данном участке;
  • юридические лица, уполномоченные возводить объекты социально-культурного назначения, организовывать крупные инвестиционные проекты в пределах участка земли;
  • некоммерческие организации для реализации проектов индивидуального жилищного строительства;
  • фермерские хозяйства или сельскохозяйственные организации;
  • физические или юридические лица, в собственности которых находятся объекты, расположенные на данном участке;
  • собственники незавершённых объектов строительства, находящихся на территории участка.

Земельный участок переходит пользователю на основании договора аренды. Документ заключается в письменной форме.

Нюансы получения участка в аренду зависят от целевого назначения приобретаемой земли.

Получая землю под павильон или киоск, следует учитываться следующие аспекты:

  1. Установка павильона подразумевает ведение предпринимательской деятельности. В связи с этим подают заявление на аренду участка либо участвуют в аукционе юридические лица или ИП. Тем не менее заключение договора возможно и с физлицом.
  2. При предварительном выборе участка следует иметь в виду возможные местные ограничения на установку павильонов в конкретных зонах (например, вдоль магистралей). Ознакомиться с точными требованиями можно в ПЗЗ муниципалитета, а также в земельном отделе администрации.
  3. При подаче заявления о предоставлении земельного участка следует приложить:
    • выписку из ЕГРЮЛ;
    • устав и учредительные документы, коды ОКВЭД;
    • план будущего павильона и его расположение на участке;
    • кадастровый план сформированного участка (если ранее он не был отмечен на кадастровой карте).

Администрация рассматривает заявление в течение 1 месяца. Далее назначается аукцион, где куда выставляется данный участок. После окончания торгов с победителем заключается договор аренды, который регистрируется в Росреестре.

Под гараж

В целом процедура оформления в аренду участка под строительство гаража не отличается от общих правил получения земли у муниципалитета.

  1. При выборе участка стоит обратить внимание на целевое использование земли, в нём должно присутствовать указание на ГСК.
  2. Далее следует дождаться проведения аукциона или же инициировать его проведение самостоятельно. Для этого требуется написать заявление на имя главы муниципалитета.

В аукционе участвуют только сформированные участки, вынесенные на кадастровую карту.

Договор аренды земельного участка, 2020, 2019 - Договор аренды земли, земельной доли, участка - Образцы и бланки договоров

Для участия в торгах подготавливают документы, перечень которых указан в информации об аукционе. Во всех случаях он включает:

  • паспорт заявителя;
  • заявку (с указанием Ф.И.О., паспортных данных, адреса физического лица или фирменное наименование, реквизиты и адрес юридического лица).

В дополнение прикладывают следующие документы:

  • выписка из ЕГРЮЛ для юрлица;
  • копии учредительных документов юрлица;
  • предложение о цене договора;
  • предложения об условиях исполнения договора;
  • план гаража и его расположение на участке.

В случае, если гараж уже возведён и требуется оформить землю под ним, то процедура проходит по упрощённой схеме: при наличии документов о праве собственности на гараж владелец имеет право оформить участок в аренду без проведения аукциона (пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

Аренда земельного участка у муниципалитета – достойная альтернатива покупке. Годовая арендная стоимость такой земли не может превышать 2% от кадастровой стоимости объекта. По общим правилам договор с арендатором заключается по итогам аукциона. Тем не менее Земельный кодекс предусматривает широкий перечень ситуаций, когда проведение торгов не требуется.

Как получить землю в аренду? В общем случае аренда земли у муниципалитета происходит в порядке торгов. В ходе аукциона определяются цена участка и его арендатор. Все случаи предоставления земли без организации аукциона указаны в статье 39.6, ниже приведены самые характерные условия.

Договор аренды земельного участка, 2020, 2019 - Договор аренды земли, земельной доли, участка - Образцы и бланки договоров

Без торгов взять в аренду земельный участок у администрации могут:

  • Граждане с целью строительства индивидуального жилья и ведения подсобного хозяйства в границах городского, сельского поселения или районного центра.
  • Граждане с целью ведения огородного хозяйства и выпаса животных.
  • Некоммерческие организации с целью ИЖС.
  • Некоммерческие организации с целью организации садоводческого или огородного хозяйства.
  • Собственники сооружений, расположенных на арендуемом участке.

Для получения права аренды муниципальной земли без торгов нужно оформить заявление на его предоставление.

Оно включает в себя такие реквизиты:

  • Паспортные данные гражданина или информация о юридическом лице.
  • Сведения об участке: его адрес, кадастровый номер.
  • Цель использования ЗУ.
  • Контактные данные заявителя.

К заявлению прикладываются документы и справки, которые подтверждают право заключения договора аренды без проведения аукциона.

Договор аренды земельного участка, 2020, 2019 - Договор аренды земли, земельной доли, участка - Образцы и бланки договоровВ течение месяца заявление рассматривается администрацией, при его одобрении подготавливается договор на предоставление земли в аренду.

Его основные реквизиты:

  • Сведения об арендаторе и арендодателе.
  • Адрес, площадь, кадастровый номер участка.
  • Предназначение ЗУ.
  • Отсылка к документу, подтверждающему собственность администрации на землю.
  • Данные о строениях (если имеются).
  • Цена договора и способ расчета.
  • Срок действия договора.
  • Подписи сторон и дата заключения договора.

Если срок аренды превосходит один год, то подписанный договор необходимо зарегистрировать в Росреестре. Для этого нужно обратиться в отделение организации и оформить заявку, к ней прикладываются копии договоров и кадастровый паспорт ЗУ. Регистрация проходит только после оплаты госпошлины, ее размер в общем случае составляет 2000 рублей для физлиц.

Договор аренды земельного участка, 2020, 2019 - Договор аренды земли, земельной доли, участка - Образцы и бланки договоровТорги по предоставлению права аренды земли у административных властей проходят стандартным путем: устанавливается начальная стоимость, которая увеличивается на один «шаг» участниками аукциона, если цена объявляется более трех раз, право аренды переходит к участнику, повысившему цену последним.

Сведения об аукционе (его объект, дата, начальная цена и «шаг») публикуются как минимум за месяц до его проведения. Участники должны подать свои заявления и внести задаток не менее чем за 5 дней до начала торгов.

Начальная цена торгов составляет 1,5 процента кадастровой стоимости участка или равна рыночной цене аренды, установленной в ходе оценки.Результат торгов фиксируется в протоколе, его копия прикладывается к договору. Во всем остальном порядок действий аналогичен алгоритму аренды земли без торгов.

Соглашение о передаче земельного участка во временную эксплуатацию гражданам или компаниями называется договором аренды. В отношении земель государственной собственности и владений муниципалитета также используется стандартный типовой бланк и сама сделка оформляется в письменном виде.

Одной из сторон соглашения является арендодатель – это государственное или муниципальное ведомство, которое распоряжается землей по праву собственности и имеет право передавать его во временную возмездную эксплуатацию. Другим участником считается арендатор. В его роли могут выступать граждане и юридические компании.

Такое соглашение может быть заключено по заявлению пользователя. Данный вариант допускается, если речь идет о территориях, не предназначенных для застройки. Для этого, гражданин или компания подают заявления, а затем заключают договор с распорядителем надела.

Второй способ – это участие в торгах. Здесь речь идет о наделах, предназначенных для застройки или комплексного обследования. Уполномоченное ведомство назначает дату проведения торгов, а собственник подает заявку на участие. В результате, договор аренды заключается с тем участником, который назвал максимальную цену.

  1. Выиграть аукцион по аренде, инициатором которого выступает администрация. Для земель стоящих на кадастровом учете (отображаются на публичной кадастровой карте);
  2. Выиграть аукцион по инициативе граждан. Для земель стоящих на кадастровом учете (отображаются на публичной кадастровой карте);
  3. Заключить договор аренды без проведения торгов. Для земель находящихся в муниципальной собственности, стоящих на кадастровом учете и только для льготной категории граждан;
  4. Заключить договор аренды без проведения торгов на земельный участок, который еще не стоит на кадастровом учете (не отображается на публичной кадастровой карте).

Договор аренды земельного участка, 2020, 2019 - Договор аренды земли, земельной доли, участка - Образцы и бланки договоров

А теперь рассмотрим каждый способ подробнее.

Есть разъяснения ФАС РФ (Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2012 г. «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») касаемо передачи прав на имущество без торгов и аукционов для НКО:

  • В соответствии с пунктом 7 статьи 4 «Закона о защите конкуренции» конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
  • Согласно пункту 5 статьи 4 «Закона о защите конкуренции» под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Аренда земельных участков: положения Гражданского кодекса РФ

  1. Если землю не успели разграничить и утвердить «Правила застройки», то возникает переход права распоряжения земельными участками от городской к районной администрации (поселка, деревни, села);
  2. Отдельные случаи и льготные категории граждан, которым предоставляется право получения земли в аренду без участия в торгах теперь прописаны в Земельном Кодексе;
  3. Стала возможной передача в аренду не стоящих на кадастровом учете муниципальных земель по заявлению граждан и без проведения аукциона.
  4. Земли, которые находятся в публичной собственности, могут выступать предметом аренды, если относятся к разрешенной категории и стоят на кадастровом учете.

Другими словами, в оборот поступили новые массивы земельных участков под индивидуальное жилое строительство и, чтобы взять землю в аренду, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра — достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен участок.

Единственно возможным основанием возникновения арендных правоотношений с публичными землями являются договора аренды. Общие положения об аренде индивидуально определенных вещей предусмотрены гл. 34 разд. IV ГК РФ «Отдельные виды обязательств».

Поскольку земельные участки признаются недвижимостью (ст. 130 ГК РФ), регулирование их аренды схоже с положениями об аренде зданий и сооружений. Но есть и некоторые особенности.

Гражданский кодекс РФ установил принцип юридического следования судьбы земельного участка за судьбой размещенного на нем здания. Названный принцип распространяется и на арендные правоотношения.

В силу ст. 652, 653 ГК РФ:

  • арендатору здания по его требованию в обязательном порядке передаются права на участок, который занят таким зданием или необходим для его использования
  • если арендодатель здания одновременно является собственником занятого им участка, арендатору здания предоставляется право аренды участка
  • арендодатель здания, не являющийся собственником занятого им участка, вправе передавать здание в аренду без согласования с собственником участка
  • если право собственности на земельный участок, на котором размещено арендуемое здание, переходит от одного лица к другому, объем прав и обязательств арендатора здания по использованию участков остается прежним
  • если в договоре аренды недвижимости не упоминается о стоимости аренды участка, считается, что стоимость аренды здания включает стоимость аренды земли.

Исходя из содержания ст. 656 ГК РФ, договор аренды предприятия как целостного имущественного комплекса структурно включает право аренды земельного участка, на котором размещены основные средства (сооружения, оборудование), запасы сырья и продукции. Таким образом, заключение комплексного договора аренды предприятия заменяет собой несколько самостоятельных арендных соглашений, в числе которых – договор аренды земельного участка.

Характерной особенностью земельных участков является невозможность их передачи в финансовую аренду (лизинг). Этот вид сделок предполагает сложные трехсторонние правоотношения, в которых лизингодатель приобретает некое дорогостоящее имущество у собственника специально для того, чтобы передать его в пользование лизингополучателю.

Срок лизинговых договоров привязан к сроку эксплуатации и/или амортизации объекта лизинга. Одной из причин невозможности заключения договоров лизинга в отношении земельных участков считается отнесение их к неуничтожаемым объектам (амортизация невозможна, эксплуатация бессрочна).

Предлагаем ознакомиться  Причины и основания для расторжения договора по ГК РФ

Соглашения об аренде публичных земель регламентированы гражданским и земельным законодательством. Предписания Гражданского и Земельного кодексов РФ соотносятся как общие и специальные и взаимно отсылают друг к другу:

  • согласно п. 2 ст. 607 ГК РФ особенности аренды участков земли и обособленных природных объектов устанавливаются отраслевым законодательством;
  • в соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки предоставляются в аренду по правилам гражданского законодательства.

Ключевые положения ГК РФ, применяемые к правоотношениям аренды земель (в том числе – муниципальной и госсобственности), изложены в предыдущем разделе. Аренде посвящена ст. 22 ЗК РФ, структурно отнесенная к гл. IV «Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками».

Ст. 22 ЗК РФ «Аренда земельных участков» содержит несколько описательных норм:

  • оговорено право граждан и организаций владеть участками на правах аренды, которое вытекает из положений Конституции РФ и ГК РФ;
  • подчеркивается невозможность передачи в аренду земель, занятых объектами федерального значения, которые изъяты из оборота по правилам п. 4 ст. 27 ЗК РФ;
  • сделано уточнение о том, что аренда земель подпадает под действие правил ГК РФ.

Основные положения ст. 22 ЗК РФ посвящены регламентации гражданского оборота права аренды участка. Такое право поставлено законодателем в ранг самостоятельных вещных прав. Оно:

  • может выступать предметом залога;
  • подлежит продаже, в том числе с торгов;
  • может быть передано третьему лицу (причем, не только в порядке субаренды);
  • может стать отдельным предметом взыскания в рамках исполнительного производства;
  • подлежит государственной регистрации в ЕГРП.
  • продажа;
  • бесплатная приватизация;
  • передача в безвозмездное пользование.

Во многих случаях законодатель регламентирует предоставление публичных земель на разных основаниях одинаково (в этом отличие от Гражданского кодекса РФ, где договорным обязательствам каждого вида посвящена отдельная глава). Так, например:

  • ст. 39.11 оговаривает общий порядок проведения торгов о праве покупки и аренды публичных земель;
  • ст. 39.14 устанавливает единую процедуру предоставления публичных земель в собственность, бессрочное пользование и аренду без торгов.

Можно предположить, что причина такого подхода – необходимость обеспечения публичного интереса. Публичное образование будь-то государство в целом или небольшая территориальная община в первую очередь заинтересованы в организации рационального землепользования, обеспечении экономической стабильности и экологической безопасности.

Возмездность или безвозмездность пользования публичными землями и даже возможная утрата государством или территориальной общиной права собственности на них, по-видимому, уходят для законодателя на второй план. На первом месте остается обеспечение:

  • равного доступа к покупке/получению во временное пользование публичных земель всем заинтересованным лицам;
  • непредвзятости чиновников, прозрачности процедур предоставления земель муниципальной и госсобственности в частные руки.

В отношении публичных образований общегражданский принцип свободы договора (ст. 420 ГК РФ) не действует в полной мере. Частным лицам во многих случаях доступны механизмы понуждения публичных образований к заключению договоров аренды или даже к предоставлению участков в собственность или пользование на безвозмездных основаниях.

Добросовестные землепользователи вправе претендовать на пролонгацию действия договоров аренды.

Необходимые условия

Договор аренды участка заключается при соблюдении ряда условий, которые касаются вида земель, их целевого использования, статуса арендатора.

В соответствии с Земельным кодексом,

(п. 2

, п. 11

). К таким участкам относятся (п. 5 ст. 27 ЗК РФ):

  • природные заповедники, национальные парки и иные природоохранные зоны;
  • территории лесов;
  • водные объекты в государственной или муниципальной собственности (подробнее о том, возможна ли аренда лесных участков и водных объектов, мы рассказываем в отдельной статье);
  • земли, занятые объектами культурного наследия;
  • участки, предназначенные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
  • территория, занятая объектами космической инфраструктуры.

Земельное законодательство предусматривает следующий принцип разделения земель:

  • по целевому назначению;
  • по видам разрешённого использования.

При сдаче в аренду земель данных категорий доступны все виды разрешённого использования, предусмотренные Земельным кодексом РФ (

). В частности:

  • ведение личного подсобного хозяйства, сенокошения, животноводства;
  • индивидуальное жилищное строительство;
  • ведение промышленного и сельскохозяйственного производства;
  • индивидуальное или коллективное жилищное строительство и др.

Некоторые цели использования арендованной земли накладывают на арендатора дополнительные обязательства. Например, проведение на участке работ, связанных с пользованием недрами, требует осуществления рекультивации данной территории. Полный перечень условий прописан в

ст. 39.8 ЗК РФ

.

Подробнее о том, какими правами о обязательствами наделяет стороны договор аренды, мы рассказываем тут.

При заключении договора аренды муниципального участка соблюдаются требования Земельного и Гражданского кодексов РФ. Основные принципы:

  1. При оформлении аренды сроком более, чем на 1 год требуется регистрация договора в Росреестре.
  2. При заключении договора сроком более, чем на 5 лет арендатор имеет право передавать полномочия владения участком другим лицам (п. 9 ст. 22 ЗК РФ). Подробнее о субаренде мы рассказываем здесь, а из этого материала вы узнаете, как правильно составить договор субаренды, если решите передать свои полномочия по владению участком другим лицам.
  3. Любые изменения условий договора допустимы лишь с согласия арендатора земли. Ограничение его прав, прописанных в договоре, так же запрещено.
  4. Стоимость аренды является существенным условием договора, без которой документ будет не действителен — п. 12 ст. 22 ЗК РФ (как узнать стоимость аренды и заключить договор читайте тут).
  5. Арендатор обязан выполнять условия владения участком, отдельно прописанные в Земельном кодексе для некоторых видов целевого использования земли (рекультивация, соблюдение графика мероприятий по освоению территорий и пр.) (ст. 39.8 ЗК РФ).
  6. Договор заключается на срок от одного года до 49 лет в зависимости от категории земли и условий пользования (п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).

Узнать о правилах составления и оформления типовых договоров аренды земельного участка между физическими и юридическими лицами можете тут, а здесь мы рассказывали о составлении договоров между юрлицами.

Согласно статье 22 ЗК, арендаторами могут выступать как , так и физические лица, в том числе и лица без определенного гражданства. Оформить землю в аренду у администрации города или села они могут только при наличии следующих условий:

  • Участок поставлен на кадастровый учет.
  • Определено его разрешенное использование.
  • Он отнесен к определенной категории земель.
  • Участок не арендован другим гражданином или юридическим лицом.

С чего начать?

Желающие получить в аренду у муниципалитета земельный участок должны соблюдать определённый порядок действий.

Определение целей

Целевое использование приобретаемой земли – ключевой аспект всей процедуры аренды. Данный параметр определяет, на каких условиях и по какому принципу (на торгах или без них) участок будет передан арендатору.

Земельный участок может быть арендован двумя способам (ст. 39.6 ЗК РФ):

  • через аукцион;
  • без проведения торгов.

Аукцион может проходить по инициативе как муниципалитета, так и потенциального арендатора.

Без проведения торгов возможна аренда участков со следующими целями (п. 2 ст. 39.6):

  • работа над объектами незавершённого строительства юридическими лицами;
  • строительство объектов инфраструктуры юридическими лицами;
  • возведение объектов ИЖС некоммерческой организацией;
  • достройка объектов незавершённого строительства собственниками зданий;
  • сельскохозяйственные работы и фермерское хозяйство;
  • работы по использованию недр;
  • индивидуальное жилищное строительство;
  • ведение личного подсобного хозяйства и садоводства.

Какие документы нужны?

Вне зависимости от того, каким способом производится аренда участка (через аукцион или без него),

  • копия паспорта;
  • заявление по установленной Администрацией города форме;
  • квитанция о внесении задатка (для участвующих в аукционе).

В случае аренды участка через торги внимательно изучаются требования к конкурсным документам, которые могут отличаться в зависимости от лота.

Заявление

Требования к Заявлению на участие в торгах установлены «Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды…», утв. Приказом ФАС № 67 от 10.02.2010 г. Документ должен содержать следующие данные:

  • Ф.И.О.;
  • паспортные данные;
  • адрес физического лица или фирменное наименование;
  • реквизиты и адрес юридического лица.

Заявка также включает в себя ряд документов:

  1. выписка из ЕГРЮЛ для юрлица;
  2. копии учредительных документов юрлица;
  3. предложение о цене договора;
  4. предложения об условиях исполнения договора.

При составлении Заявления на аренду участка без проведения торгов следует ориентироваться на Земельный кодекс РФ (

  1. Ф. И. О., адрес и паспортные данные заявителя;
  2. наименование и место нахождения юридического лица, ИНН, регистрационный номер;
  3. кадастровый номер земельного участка;
  4. обоснование права получения участка без проведения торгов;
  5. цель использования земельного участка;
  6. почтовый адрес/адрес электронной почты для связи с заявителем.

Договор аренды земельного участка с последующим выкупом

Практике известны примеры заключения в отношении публичных земель сделок, которые органично сочетают в себе элементы аренды и купли-продажи. Поскольку в рамках ЗК РФ такие правоотношения специально не урегулированы, действуют общие нормы гражданского права.

В силу ст. 624 ГК РФ стороны договора аренды вправе включить в свою сделку положение о том, что предмет договора аренды земельного участка перейдет в собственность арендатора:

  • по окончанию срока действия договора аренды;
  • досрочно, в связи с уплатой арендатором выкупной цены (суммы всех платежей, оставшихся до конца действия арендного договора).

Рассматриваемая статья Кодекса допускает возможность согласования последующей передачи участка в собственность арендатора уже в ходе исполнения договора аренды. Иными словами, стороны могут заключить дополнительное соглашение, которым будет предусмотрен переход права собственности на землю, и, как вариант, зачисление ранее уплаченных арендных платежей в выкупную цену.

Второй вариант оформления таких правоотношений предполагает внесение изменений в договор аренды земельного участка. При этом обычная арендная сделка обретает комплексный характер (аренда продажа).

Заключая соглашение о субаренде, арендатор распоряжается своим правом временного пользования участком. Распорядиться участком как таковым он не вправе.

В отношении договоров с последующим выкупом важно учитывать содержание Федерального закона РФ № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно его положениям регистрации в ЕГРП подлежат все факты перехода собственности на земельные участи, но не все договора их аренды: 

  • комплексный арендный договор (аренда продажа) подлежит госрегистрации в ЕГРП во всех без исключения случаях; 
  • дополнение зарегистрированного в ЕГРП договора положениями о переходе прав собственности на участок влечет необходимость внесения соответствующий изменений в ЕГРП; 
  • внесение в не зарегистрированный в ЕГРП договор аренды участка положений о последующем выкупе теоретически должно повлечь необходимость госрегистрации комплексного договора в целом.

Но этот вариант сложно реализуем по техническим причинам. Проще оставить старый арендный договор «как есть», а новое дополнительное соглашение о переходе права собственности зарегистрировать в ЕГРП.

Договор аренды участка с последующим выкупом фактически ставит арендатора в привилегированное положение. Вместо того, чтобы выкупать участок по полной стоимости, он получает его по льготной цене, уменьшенной на сумму ранее выплаченных арендных платежей.

Публичные образования идут на заключение таких договоров в особых обстоятельствах, обычно в рамках программ поддержки сельскохозяйственных производителей или поддержки приоритетных для соответствующего региона отраслей.

Как получить через аукцион – порядок действий

Если в муниципальном образовании приняты Правила землепользования и застройки, значит поселение разделено на участки по видам разрешенного строительства. Следовательно, все участки под индивидуальное жилищное строительство, которые администрация выставляет на аукцион — уже согласованы и сформированы.

  1. Местный орган исполнительной власти инициирует аукцион и выступает организатором его проведения;
  2. Администрация назначает срок заключения договора и начальную ставку арендной платы;
  3. Организатор определяет время и место проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие;
  4. Муниципалитет устанавливает порядок внесения/возврата задатка и шаг аукциона;
  5. Информацию размещают на официальных информационных ресурсах за 30 дней до проведения аукциона.
  1. Заявка по форме установленной администрацией;
  2. Копия паспорта или загранпаспорта (для иностранцев);
  3. Квитанция о внесении задатка.

Прием документов заканчивается не позднее 5 дней до проведения аукциона. 

К сформированным землям относятся участки, которые уже стоят на кадастровом учете и отображаются на карте РосРеестра. Собственником таких участков должен являться либо муниципалитет, либо государство (публичная собственность). Список таких участков можно посмотреть на сайте администрации или РосИмущества, но, скорее всего, искать свободные участки в публичной собственности придется самостоятельно.

Предлагаем ознакомиться  Невыплата заработной платы – ответственность работодателя в 2020 году

Здесь нас интересуют «Права и ограничения», которые у данного ЗУ, к сожалению, установлены. Значит придется искать новый участок, у которого в поле «Форма собственности» указано — публичная, а графа «Права и ограничения» пустая.

Передача прав по договору аренды земельного участка

Возможность поднаема (субаренды) и перенаема любого арендованного имущества с согласия арендодателя предусмотрена ст. 615 ГК РФ. Арендатор наделен правом распорядится арендными правами и другим способом, в том числе:

  • предоставить арендованное имущество в безвозмездное пользование,
  • внести арендные права в уставной фонд хозяйственного товарищества либо использовать их в качестве паевого взноса в производственный кооператив;
  • передать право аренды в залог.

Срок поднаема/перенаема не может превышать срока действия основной арендной сделки. Примечательно, что в случае заключения договора субаренды, ответственным за исполнение ранее заключенного договора аренды перед арендодателем выступает первичный арендатор.

Ст. 22 ЗК РФ в целом дублирует положения ст. 615 ГК РФ относительно правомочностей арендатора. Но есть существенная разница: в большинстве случаев для распоряжения правами аренды земельного участка арендатору не нужно согласие арендодателя. Достаточно уведомить последнего о заключении новой сделки.

В случае отчуждения прав аренды участка в порядке ст. 22 ЗК РФ весь груз юридической ответственности перед арендодателем ложится на нового арендатора. Единственное исключение по этому поводу касается залогодержателя: он перед арендодателем не отвечает.

Переуступка права аренды не требует заключения и государственной регистрации нового договора аренды.

Перечень особых случаев:

  • право отчуждать свои права по договору аренды земель муниципальной и госсобственности без согласования с арендодателем возникает у арендатора только в рамках долго- и среднесрочных, заключенных на 5 лет и более (п. 9 ст.22 ЗК РФ);
  • резидент особой экономической зоны не вправе произвести переоформление своих прав и обязанности по аренде участка в пределах такой зоны на третье лицо;
  • застройщик, получивший в аренду участок в связи с заключением соглашения о комплексном освоении территории, вправе передать право аренды только в случае одновременной переуступки прав и обязанностей по договору о комплексном освоении;
  • некоммерческие организации, созданные публичными образованиями для возведения наемных домов социального назначения, не вправе передавать принадлежащие им права аренды соответствующих участков в залог.

Можно ли взять участок в аренду без торгов на территории, где утвержден проект межевания

Порядок предоставления в аренду муниципального участка

прописан в Земельном кодексе (

). Планируя воспользоваться данным правом,

  1. Ознакомиться с перечнем условий, допускающих аренду земли без торгов и убедиться в соответствии заявителя данным требованиям (перечень условий представлен в п.2 ст. 39.6 ЗК РФ).
  2. Подготовить документы-основания для освобождения от проведения торгов.
  3. Подготовить схему расположения участка, если таковой ещё не сформирован и не проведено межевание территории.
  4. Подать заявление о предварительном согласовании в Администрацию муниципалитета, а также организовать кадастровые работы по образованию земельного участка.
  5. Подать в муниципалитет заявление о предоставлении земельного участка (лично, по почте или через портал «Госуслуги»).
  6. Приложить необходимые обоснования права на аренду земли без проведения торгов.
  7. Дождаться рассмотрения заявления муниципалитетом в течение 30 дней (п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).
  8. При вынесении положительного решения подписать подготовленный Администрацией договор и зарегистрировать его в Росреестре.

Правом получить в аренду земельный участок без проведения аукциона обладают:

  1. Многодетные семьи;
  2. Молодые семьи;
  3. Военнослужащие;
  4. Ветераны боевых действий;
  5. Пенсионеры;
  6. Инвалиды
  7. Герои труда и другие категории льгот (уточнять в администрации по месту жительства);
  8. Участники программ по переселению: Дальневосточный гектарЛенинградский гектарКостромкой гектарРодовое поместьеУчастки для жителей КрымаУчастки для переселенцев с Крайнего Севера.

Если вы относитесь к одной из перечисленной выше категории граждан, то достаточно написать заявление в МФЦ «Мои документы» и приложить к нему подтверждающие льготу документы. После чего вас должны поставить в очередь на предоставление земли в аренду без организации торгов, причем арендовать можно даже зарезервированный муниципалитетом для собственных нужд участок. Некоторые регионы предоставляют землю по льготе сразу в собственность.

Кроме того, для льготной категории граждан государство ограничило сумму арендной платы, которая не должна превышать размер земельного налога. 

В Статья 39.6. ЗК РФ под название «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов» сказано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заключается только в случае осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.

Порядок предоставления земельного участка в аренду по новой «упрощенной» процедуре (без аукциона для обычных граждан) предлагаю рассмотреть на примере участка под ИЖС. Однако, вы можете использовать данный алгоритм для участков в границах населенного пункта под ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ), садоводства, а также для крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и любого другого вида бизнеса (кафе, автомойки, магазины и тд).

Искать свободный (не отображающийся на публичной кадастровой карте Росреестра) земельный участок придется самостоятельно. Для этого открываем карту Росрееста → выбираем интересующий нас муниципальный район (поселок, деревня и т.п.) → находим свободную от кадастровой разметки территорию (например, земли населенных пунктов рядом с жилыми домам) → переходим к шагу 2.

Пример не сформированного муниципального земельного участка рядом с жилыми домами

В случае, если земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то потребуется схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (СРЗУ).

СРЗУ — это нанесенное на кадастровый план территории (КПТ) отображение границ и точных координат образуемого земельного участка. В схеме указывается площадь образуемого земельного участка и в случае, если образуются два и более земельных участков, указываются их условные номера. В ст. 11.10 п. 11 — 13 ЗК РФ подробно разъясняется: как, на каком носителе и в какой форме, составляется, подается и утверждается схема расположения земельного участка.

По началу я пытался самостоятельно составлять СРЗУ и даже установил для этого специальное программное обеспечение, но ни одну из моих «самодельных» схем мне так и не утвердили. Более того, на ожидание «отказа в согласовании» я потратил почти месяц, а это сильно удлинило мне процесс аренды. В итоге, я бросил эту затею и стал заказывать готовые схемы у кадастрового инженера — так проще и быстрее.

Схема расположения земельного участка, которую я недавно заказывал через Гарант

Напомню, что для земель, государственная собственность на которые не разграничена, правила предоставления в аренду определяет субъект РФ, а распоряжается землями муниципалитет, на территории которого расположен земельный участок — значит писать заявления и вести переговоры нужно именно с муниципальными (поселковыми) властями.

Кроме того, перед подачей заявлений, рекомендую ознакомиться на официальном сайте Администрации с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), в которых указываются ограничения на использование земель в определенных зонах и с особыми условиями. Кроме того, вы всегда можете обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении информации о возможности аренды земли в интересующем вас месте.

Итак, после получения схемы расположения ЗУ — отправляемся в отдел земельных отношений Администрации, на территории которой расположен участок, вежливо просим у секретаря бланки и пишем следующие заявления:

  1. Заявление «Об утверждении (подготовленной вами) схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». В заявлении укажите кадастровый квартал и цель использования ЗУ, приложите схему и копию паспорта. «Постановление главы Администрации об утверждении СРЗУ» — служит основанием для начала кадастровых работ по выделению земельного участка из муниципальной собственности и организации торгов по аренде. Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указаны в ст. 11.10 Земельного Кодекса РФст. 11.9 ЗК РФ регламентирует требования к образуемым или изменяемым земельный участок.
  2. Заявление «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» сразу не требуется, но я рекомендую подавать его вместе с заявлением от утверждении СРЗУ, чтобы сэкономить время на ожидании ответа (до 30 дней)  и повторном походе в Администрацию. Согласно п. 6 ст. 39.18 ЗК РФ «Постановление главы Администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка» — является основанием для предоставления земельного участка из муниципальной собственности без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года (ст. 39.15 ЗК РФ, п. 14).

К сожалению, выбрать конкретный участок, который не стоит на кадастровом учете (есть только проект межевания с нарезкой участков) по проекту межевания и подать заявление на предоставление такого земельного участка обозначив его по указанному в проекте номеру — нельзя. Территории где имеется утвержденный проект межевания имеют право формировать земельные участки только администрация.

Есть письмо — Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 мая 2015 г. N ОГ-Д23-7219 «Относительно образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории» где указывается на приостановку постановки земельного участка на государственный кадастровый учет со ссылками на действующее земельное и градостроительное законодательство — ознакомьтесь.

На какой срок можно взять землю в аренду

Ст. 608 ГК РФ устанавливает общее правило: арендодателем имущества может выступать собственник или его законный представитель (например, по доверенности). Это правило актуально в отношении земель, однако его реализация имеет существенные особенности.

Дело в том, что процесс разграничения земель муниципальной и госсобственности только начат. Поэтому не всегда понятно, какие именно органы власти должны распоряжаться теми или иными землями. Существование госкадастра и единого реестра недвижимости проблему не решают, поскольку многие целинные земли на данный момент не учтены ни в ГКН, ни в ЕГРП.

Обывателю, заинтересованному в получении публичных земель в аренду, остается руководствоваться предписаниями Федерального закона РФ № 37 «О введении в действие ЗК РФ»:

  • В рамках п. 3.1 в привязке к целевому назначению и уже имеющимся объектам недвижимости законодатель распределил публичные земли на общефедеральные, региональные, муниципальные. Однако эти правила применимы далеко не ко всем участкам.
  • Стоит помнить, что на начальных этапах реализации земельной реформы имела место практика, когда распределение участков происходило «списками». По результатам проведения землеустроительных работ утверждались перечни земель, отнесенных к землям муниципальной или госсобственности.

Если собственника земельного участка другими способами выяснить не удалось, применяется общее правило ст. 3.3 указанного Закона № 37: неразграниченность права собственности на земельные участки и отсутствие сведений о них в ЕГРП не препятствует распоряжению ими.

Здесь же перечислены органы, на которые возложены полномочия по распоряжению неразграниченными землями.

В силу ст. 606 ГК РФ арендодатель обязан предоставить определенное договором имущество во временное пользование арендатора. Обязательства арендодателя сводятся к передаче участка в состоянии, пригодном для использования по целевому назначению.

Например, к моменту начала срока действия договора аренды, заключенного арендатором с городскими властями, оказалось, что участок завален стройматериалами и отходами.

В этом случае арендатор на свое усмотрение вправе требовать передачи участка в надлежащем состоянии или расторжения соглашения. Кроме того, он вправе компенсировать прямые убытки, упущенную выгоду и моральный вред, вызванный неправомерным бездействием арендодателя.

Другими основаниями привлечения арендодателя к гражданско-правовой ответственности могут быть другие не оговоренные договором недостатки участка:

  • несоответствие экологическим нормам по показателям загрязнения, шума, вибрации;
  • заболоченность;
  • истощенность почв (применительно к участкам сельскохозяйственного назначения).

Арендодатель отвечает за недостатки, которые не могли быть выявлены при обычном осмотре участка и не были оговорены в договоре аренды.

Можно утверждать, что арендатор существенно ограничен в возможностях установления арендной платы за использование публичных земель. Правила расчета арендной платы оговорены нормативно.

Среди прочего действует Постановление Правительства РФ № 582 от 16.07.09 г. «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Арендаторами выступают частные лица – граждане, иностранцы, коммерческие организации. Казенные предприятия, государственные учреждения, общественные организации получают публичные земли в пользование на иных, часто безвозмездных основаниях.

Ст. 606 ГК РФ гарантирует арендаторам право владеть и пользоваться арендуемым имуществом. Применительно к земельным участкам пользование без владения неосуществимо.

В рамках гражданского законодательства арендатору гарантируется право собственности на плоды и доходы, получаемые от использования участка. В отношении земель разного целевого назначения это может быть сельскохозяйственная продукция; средства, собранные в качестве платы за размещение транспортных средств на платной автостоянке и т.п.

Предлагаем ознакомиться  Трехсторонний договор между физическими лицами

Главные обязательства арендатора сводятся к:

  • своевременной уплате арендной платы;
  • эксплуатации арендованного имущества способом, который не предполагает ухудшение состояния арендованного имущества.

Следует учесть, что в понимании ст. 6 ЗК РФ земельный участок – это часть земной поверхности. Таким образом, арендатору не принадлежит право пользования недрами или возможность ограничивать использование воздушного пространством над его участком третьими лицами.

Однако публичные земли в данном случае являются исключением. В отношении этих участков достаточно схемы расположения на кадастровом плане территории.

В пределах ЗК РФ статус арендаторов и других землепользователей регламентирован гл. VI «Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков».

Обязательства арендаторов в целом сводятся к необходимости учитывать целевое назначение и разрешенные способы использования участков, не допускать ухудшения их свойств: химического и радиационного загрязнения, засорения, заболачивания, засоления и т.п. Неисполнение перечисленных обязательств в случае выявления контролирующими органами является основанием для расторжения договора аренды в судебном порядке.

Земли в России считаются народным достоянием, поэтому законодатель предполагает возможность изымать земли у недобросовестного землепользователя даже при условии своевременного внесения арендной платы. Более того, в случае бесхозяйственного пользования предполагается возможность принудительно отчуждать земли даже у собственников.

Арендная плата — основное условие договора по Земельному Кодексу.Если это федеральная собственность, то порядок определения арендной платы за земельный участок складывается на основании 582 Постановления Правительства РФ. Для земель регионов России, собственность на которую не разграничена, — субъект федерации, а для муниципальных — муниципалитеты (самая низкая).

Расчет ежегодной арендной платы основан на базовой ставке категории земель района, с учетом площади участка, вида целевого использования, поправочного и зонального коэффициентов. На весь срок возведения дома, к аренде участка применяют льготный зональный коэффициент. Попытки собственника (администрации) включить затратные пункты в договор аренды (требования благоустройства и т.д.), приводящие к дополнительным расходам арендатора — незаконны.

Цена арендной платы участков, прошедших процедуру аукциона, зависит от результатов торгов. Как правило, при наличии кадастровой оценки в течение последних 5 лет, сумма первоначальной ставки торгов по арендной плате не превышает 1,5% кадастровой стоимости в год. Если кадастровая оценка не проводилась или ей более 5 лет, то торги проводят по процентной ставке от рыночной стоимости. Периодичность проведения государственной кадастровой оценки 1 раз в 3-5 лет.

Максимальный срок, на который заключают договор аренды по законодательству — 49 лет. Регионы самостоятельно устанавливают сроки аренды в зависимости от категории и назначения земель. Ориентиры такие:

  • Сроки аренды на земли сельскохозяйственных угодий без права строительства — от 10 лет;
  • Для занятия огородничеством — до 3-х лет;
  • Для индивидуального жилого строительства (ИЖС) — от 3 до 10 лет;
  • Для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) — от 3 до 49 лет.

Как продлить аренду земельного участка

Напомню, что с 1 июня 2015 не сформированные земли в границах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в аренду не предоставляются — законодатель не допускает утверждение схемы расположения земельного участка на данных территориях. То есть, арендовать в указанных городах можно только уже сформированные земельные участки.

  1. Физические лица,  являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  2. Физические лица, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  3. Физические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  4. Физические лица, являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  5. Юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  6. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, которым на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения.
  7. Юридические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
  8. Юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  9. Юридические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  10. Юридические лица , являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  11. Религиозные организации, обладающие на праве безвозмездного пользования зданиями и сооружениями. 
  12. Индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  13. Индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  14. Индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  15. Индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.

Последние изменения

  • Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17.1 «Закона о защите конкуренции» предоставление прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом возможно без проведения торгов некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Стоимость

Правила расчёта арендной платы за муниципальную землю закреплены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582. Согласно документу:

  1. Стоимость аренды определяют органы исполнительной власти.
  2. Расчёт происходит одним из следующих способов:
      • по кадастровой стоимости;
      • по результатам торгов;
      • по ставкам арендной платы либо методическим указаниям, утвержденным Министерством экономического развития РФ;
      • по рыночной стоимости, определяемой на основании оценки.

    Больше о методиках расчета стоимости права на аренду земли можете узнать из отдельной публикации.

  3. Размер годовой арендной платы за участки, полученные без проведения торгов, устанавливаются в размере 0.01 – 2% от кадастровой стоимости объекта.

В рамках формирования суммы арендной платы во внимание принимают следующие параметры:

  • размер участка и его расположение;
  • кадастровая стоимость;
  • назначение земли;
  • наличие на участке значимых природных объектов (водоёмы и пр.).

О том, в каких случаях плата за аренду земли будет облагаться НДС, а в каких нет, можете узнать из этого материала.

Сроки

Земельный кодекс допускает аренду земельного участка на срок от 1 года до 49 лет. На длительность договора влияет цель использования земли. Все возможные варианты описаны в п.8 ст. 39.6 Земельного кодекса. В частности, предусматриваются следующие сроки:

  • строительство и реконструкция – от 3 до 10 лет;
  • размещение линейных объектов – до 49 лет;
  • ИЖС и личное подсобное хозяйство – до 25 лет;
  • освоение территории юрлицом – от 3 до 5 лет;
  • завершение неоконченного строительства – до 3 лет.

Срок действия договора аренды признается его существенным условием. По условиям ст. 610 ГК РФ, срок договора аренды устанавливается договором. Учитывая тот факт, что для земель некоторых категорий Земельный кодекс России установил минимальную и максимальную продолжительность аренды земель, свобода договора сторон существенно ограничена.

П. 2 ст. 610 ГК РФ оговорена возможность заключения договоров аренды на неопределенный срок. Такая возможность в отношении публичных земель существует, однако в практике подобные договора встречаются крайне редко.

Сторона договора аренды участка, заключенного без указания строка, вправе отказаться от его дальнейшего исполнения в любое время, уведомив контрагента за 3 месяца. Граничные сроки договоров аренды участков оговорены п. 8 ст. 39.8 ЗК:

  • на период от 3 до 10 лет предоставляются участки для возведения и реконструкции зданий;
  • на срок до 49 лет для размещения социально значимых линейных объектов;
  • под ИЖС и ЛПХ участок можно получить на период до 20 лет;
  • заключение соглашений о комплексном освоении территории предполагает заключение договоров на срок от 3 до 5 лет.

Ст. 621 ГК РФ гарантирует арендодателю, надлежащим образом исполнявшему свои обязательства в рамках арендного договора, претендовать на пролонгацию его действия. Это положение дублируется земельным законодательством, в том числе оговорено Федеральным законом РФ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Предоставление публичных земель в аренду осуществляется на торгах в форме аукциона, то есть конкуренция между участниками торгов касается исключительно цены. Перечень обстоятельств, в которых законодатель допускает заключение договора без торгов, содержит ст. 39.11 ЗК РФ.

К их числу отнесены ситуации, когда арендатором участка выступает лицо, владеющее расположенной на нем недвижимостью. Особенности договора аренды земельного участка заключаются также в необходимости их государственной регистрации.

Во время исполнения арендного договора может появиться необходимость изменения условий. Внесение изменений опосредствует соглашение о расторжении договора аренды земельного участка, которое по общему правилу также подлежит госрегистрации в ЕГРП.

Если объективные основания для изменения содержания договора есть, а заключить соглашение о расторжении договора аренды земельного участка с публичным образованием не удалось, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд.

Досрочное расторжение арендного договора земельного участка, заключенного на срок более 5 лет, находящегося в публичной собственности, возможно исключительно на основании решения суда и только в случае существенного нарушения арендатором возложенных на него обязательств (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).

Арендное соглашение может быть признано недействительным на основаниях, оговоренных ГК РФ. Случаев признания договоров аренды земельных участков публичной собственности незаключенными в судебной практике немного, поскольку они проходят двойную проверку: сначала – юристами соответствующих госструктур и повторно – государственными регистраторами.

Что будет за нецелевое использование?

. В связи с чем, изменение данного назначения так же, как и эксплуатация участка не в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель, приводят к нарушению существенных условий договора аренды и к его последующему

Такой логики придерживаются Верховные суды, разрешающие споры между арендатором и арендодателем (определения ВС РФ от 17.02.2017 по делу № А81-293/2016, от 17.02.2016 по делу № А40-206687/2014, постановления АС Московского округа от 29.05.2017 по делу № А40-102752/16, Уральского округа от 16.09.2015 по делу № А60-38963/2014).

Таким образом, использование арендованного участка не по назначению грозит арендодателю следующими последствиями:

  • аннулирование договора аренды;
  • административная ответственность.

Административная ответственность за нецелевое использование земельных участков установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. При этом под действие данной статьи подпадает использование участка как не в соответствии с целевым назначением с учетом его категории, так и с нарушением видов разрешённого использования.

Нарушение карается штрафом в размере от 0.5 до 2% от кадастровой стоимости объекта (в зависимости от категории нарушителя).

РАСЧЕТ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ

Ап  –  арендная плата

Аб  –  базовый размер арендной платы

Кд – коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке

Пкд  –  повышающий коэффициент

Км – коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования

S — площадь арендуемого земельного участка

2. Aп = __________________________________руб.

Размер годовой арендной платы за Участок на 20__ год составляет _______________________________________________________________________ рублей

(указать цифрами и прописью)

Размер ежеквартальной арендной платы за Участок на 20__ год составляет _______________________________________________________________________рублей.

АРЕНДОДАТЕЛЬ                                                                АРЕНДАТОР

 

____________________________

_________________________________

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector